Напомним, пальмовый мотылёк (он же – пальмовая огнёвка, пальмовый бурильщик, уругвайская огнёвка) – это новый инвазивный для России вид насекомых-вредителей. Впервые он был обнаружен в 2014 году на привезённых из Италии китайских веерных пальмах. Сегодня очаги распространения охватывают весь Адлерский и Хостинский районы, местами встречаются в Центральном и Лазаревском районах.
Биологией вида и разработкой системы защиты с пальмовым мотыльком специалисты Субтропического научного центра РАН занимаются последние шесть лет. Эксперты полагают, что восстановление пальмы возможно, если на ней повреждены от одного до трёх-пяти листьев. Но если погибли центральные листья в розетке и повреждена точка роста, пальма восстановлению не подлежит. Её надо оперативно удалить и уничтожить личинки путем сжигания или дробления ствола, потому что даже в срубленной пальме они могут развиваться до девяти месяцев.
– Очень важно синхронизировать основные защитные мероприятия с циклом развития насекомого – яйцо, гусеница, куколка и сама бабочка, которую мы сейчас можем наблюдать. Самая опасная стадия для растения – гусеница, которая живёт скрытно, незаметно. Обнаружить её можно только по косвенным признакам, например, по круговой перфорации на листьях. Пропитка стволов и внутристволовые инъекции эффективны тогда, когда внутри пальмы есть личинки. Профилактическую обработку путем опрыскивания основания кроны и верхней части ствола применяют только во время лёта вредителя. Также важно понимать, что пальмовый мотылёк заселяет все виды пальм на курорте – ни один вид не обладает устойчивостью к этому вредителю, – дополнила Наталья Карпун.
Как писала наша газета, в апреле 2020 года в Хостинском районе стартовал эксперимент, в рамках которого оцениваются три основных метода борьбы с пальмовым мотыльком, существующих в мировой практике. Это обработка препаратом на основе энтомопатогенных нематод, пропитка ствола химическим инсектицидом и внутристволовая инъекция инсектицида. По результатам эксперимента, который завершится осенью текущего года, ученые сделают вывод о том, какой из трех способов борьбы оказался эффективнее в условиях влажных субтропиков Черноморского побережья России.
Анастасия ПАНИНА.