Как не остаться без "железного коня"?

Сложности с парковочными местами испытывают жители любого современного крупного города. Дисциплинированные водители сразу ставят автомобиль на ближайшую к пункту своего назначения платную парковку или методично ищут свободное место на бесплатных, иногда нарезая не по одному кругу или паркуясь в двух-трех кварталах от центра города.
Есть категория автомобилистов, которые паркуют своих "железных коней" где пришлось, невзирая на разметку, знаки и Правила дорожного движения. Но запарковаться с нарушением может и дисциплинированный автолюбитель (например, по причине спешки). "Мне только документы отнести (хлеба купить, денег с карточки снять, ребенка в сад отвести – этот список можно продолжать до бесконечности)", – думает водитель, а вернувшись к месту парковки, не обнаруживает своего автомобиля. Первичный шок сменяется злостью, пострадавшему гражданину кажется, что он в этой ситуации потерпевший, а в адрес службы эвакуации летят и вовсе непечатные слова.
– Если я нарушила, штраф оплачу, машину-то зачем забирать? – рассуждает знакомая, с которой обсуждаем эту животрепещущую тему.
Действительно, экономика нарушения складывается из нескольких величин: административного штрафа, оплаты услуг по эвакуации транспортного средства, тарифа за время нахождения автомобиля на специализированной штрафстоянке. Чем быстрее вы заберете машину, тем меньше придется платить. Этот процесс порой растягивается на часы.
На сходах граждан во всех районах города сочинцы с завидной регулярностью поднимают эту тему. Парадокс: горожане считают, что эвакуаторы – зло, и тут же признают, что не будь их, и по улицам будет просто не проехать.
Корреспондент "НС" разбирался в нюансах.

В 2019 году внесены изменения в действующее законодательство, и теперь Минтранс края, администрация Сочи и городская служба эвакуации в марте заключили трехстороннее соглашение, которое регулируется гражданско-правовым кодексом, все нарушения по данному соглашению решаются в судебном порядке.
Как и по каким критериям выбирается транспорт, который должен быть эвакуирован на штрафстоянку? Инспектор на маршруте патрулирования визуально определяет, есть ли административное правонарушение. Например, автомобиль припаркован ближе пяти метров от пешеходного перехода или ближе пятнадцати метров от знака "Парковка запрещена". Если нарушение зафиксировано, нужно принять меры реагирования.
При помощи технического средства инспектор ДПС осуществляет замер, вызывает службу эвакуации, составляет протокол задержания транспортного средства. Если водитель прибыл на место до начала движения эвакуатора, он должен предъявить инспектору документы, после чего составляется протокол об административном правонарушении, автомобиль спускается с эвакуатора. Если в салоне кто-то находится, эвакуация автомобиля запрещена.
Но случаются и казусы. Года три назад была эвакуирована полностью тонированная машина, салон которой не просматривался. Уже на спецстоянке выяснилось, что в салоне находится ребенок. Это стало шоком. Пришлось вызывать на место сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, они разбирались.
Если несколько автомобилей в ряд припаркованы с нарушениями, они будут эвакуированы по очереди. Как-то был эвакуирован Maybach Стинга, который был приглашен на "Новую Волну". Если машины нет там, где вы ее припарковали, не медлите, звоните в полицию.
– Гражданин обращается в дежурную часть УВД города или полка ДПС, звонит 02 или 112, чтобы известить о том, что его автомобиль был эвакуирован. Ему поясняют, что его автомобиль перемещен на специализированную охраняемую автостоянку по определенному адресу. Гражданин должен прибыть на стоянку. Если он не обратится в полицию, сотрудники полка ДПС не смогут подъехать. Организации дежурства сотрудников ДПС на спецстоянках не производится, – пояснил инспектор группы организации службы батальона №2 полка ДПС ГИБДД УВД Сочи Яннис Домотенко.
Согласно статье 27.13 КоАП, припаркованный с нарушениями автомобиль задерживается и транспортируется на специализированную охраняемую штрафстоянку, где содержится до устранения причины задержания. Эвакуация – довольно серьезная мера для нарушителя и психологически, и экономически. По словам Янниса Домотенко, сочинцы стали меньше нарушать, но вместе с тем в городе появилось больше транспорта, в связи с этим статистически фиксируется больше нарушений.
– В основном перегружены улицы Центрального района – Конституции, Островского, Поярко, – уточнил Яннис Домотенко. – Все равны перед законом, никаких поблажек или карательных мер к иногородним не применяется, все действуют в рамках правового поля. Что может помочь дисциплинировать? Ответственность каждого водителя – не нарушать ПДД, не оставлять автомобили в тех местах, где они затрудняют движение, создают препятствие для других транспортных средств.
Штрафы за неправильную парковку составляют от пятисот до пяти тысяч рублей в зависимости от нарушения. Выносится постановление об административном правонарушении, которое вступает в законную силу в течение десяти дней с момента получения копии постановления. Добровольный срок оплаты штрафа – 60 дней.
У городской службы эвакуации, вопреки представлениям большинства автолюбителей, нет никакой возможности для самовольной эвакуации приглянувшегося сотрудникам автомобиля. Эвакуатор приезжает только по вызову патрульного экипажа ДПС, выявившего нарушение, перемещает автотранспорт на спецстоянку и хранит его там до востребования автовладельцем. Тарифы на эвакуацию и хранение на специализированной стоянке утверждены приказом РЭК департамента цен и тарифов администрации Краснодарского края.
У городской службы эвакуации есть сайт. На нем доступна вся информация: в течение 15 минут видно, откуда и куда эвакуировали автомобиль, ведется реестр. На весь Большой Сочи работает 16 эвакуаторов, в Центральном и Адлерском районах по 2 специализированные стоянки, в Хостинском и Лазаревском – по одной. Автомобиль удерживается на штрафстоянке на основании протокола задержания транспортного средства, который составляет сотрудник ДПС. Тариф за нахождение автомобиля на спецстоянке составляет 83 рубля 35 копеек в час. Если оставить там машину на месяц, набегает порядка 60 тысяч рублей.
– Федеральным законом предусмотрена также постоплата. Мы отдадим машину при предоставлении определенных документов – свидетельства о регистрации, прав. В этом случае гражданин получает уведомление об оплате и в течение тридцати дней должен оплатить. 40-50 процентов автомобилистов пользуются этим правом, – рассказал Рубен Зефиров, заместитель генерального директора городской службы эвакуации по эксплуатации.
Но не все граждане одинаково сознательны. Конфликты с неплательщиками организация решает цивилизованно, в судебном порядке.
– За прошлый год выиграли порядка 250 дел в суде, и людям пришлось платить, помимо прочего, еще и судебные издержки, а это порядка десяти-пятнадцати тысяч рублей. Только лишь судебная пошлина обходится в шесть тысяч рублей, – уточнил Рубен Зефиров.
В среднем в Сочи ежедневно эвакуируют 5-6 автомобилей на одну единицу техники. В этом бизнесе что у водителей эвакуаторов, что у кассиров спецстоянок должна быть стрессоустойчивость. Не всегда к ним приходят, чтобы сказать: "Здравствуйте! Спасибо!".
Анна МАРТЫНОВА.


Печать