Уже 7 лет жители и гости курорта пользуются инфраструктурой, созданной при подготовке к Олимпийским играм. К олимпийскому наследию относятся почти 450 новых объектов: современные ледовые дворцы и горнолыжные трассы, дороги и инженерные коммуникации, объекты культуры, образования и спорта. Специалисты подсчитали, что при иных обстоятельствах на выполнение такого объема работ понадобилось бы 52 года.
Антонина Горенко живет в Сочи чуть дольше. На курорт она приехала молодой девушкой в далеком 1967 году. Работала на сочинской сувенирной фабрике, потом в строительной отрасли: прорабом, мастером участка. В 2009 году принимала участие в строительстве деревни староверов в Имеретинской низменности.
– Наша фирма возводила 48 коттеджей, – рассказывает Антонина Валентиновна. – Я была кладовщиком: выдавала инструменты, отвечала за сохранность. Из-за особенностей рельефа объект был сложным. Помню, привезут щебень на отсыпку участка вечером, а к утру он будто под землю ушел, место – болотистое. Местные жители часто приходили на площадку, иногда нас даже обедом горячим кормили. И, конечно, контролировали процесс строительства. Дома хоть и были типовой постройки, но пожелания будущих жильцов мы старались учитывать.
Олимпиада много дала городу. Когда я в 1967 году поселилась в Сочи, рядом с железнодорожным вокзалом еще бараки стояли, а на улице Донской даже освещения не было. Город больше напомниал курортную деревушку, из развлечений – только пляж и море. Сегодня – это курорт мирового уровня, за который не стыдно. А какие дороги построили! Это же мечта автолюбителей.
Благодаря подготовке к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи появилось 360 километров дорог и мостов, в том числе 8 крупных транспортных развязок, 54 железнодорожных моста протяженностью более 16 километров, 22 тоннеля, более 200 километров современного железнодорожного полотна.
Отдельного внимания, а также хвалебных речей, заслуживают Дублер Курортного проспекта и уникальная совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – Красная Поляна, обеспечивающая транспортную логистику между прибрежным и горным кластерами, и позволяющая добраться от центра Сочи до Красной Поляны менее чем за час.
По подсчетам специалистов, пропускная способность автодорожной сети города увеличилась в 2,5 раза. А живописные эстакады, тоннели и вантовые мосты не только сократили время в пути и облегчили труд водителя, но и расширили городское пространство, позволив туристам любоваться красотами города с разных уровней. Достаточно вспомнить как прекрасен ночной Сочи с высоты эстакад Дублера Курортного проспекта. Кстати, эта транспортная артерия признана самой "умной" дорогой России: автоматизированные системы управления технологическими процессами и дорожным движением, с элементами искусственного интеллекта, способны работать без участия человека.
К важным составляющим олимпийского наследия можно отнести строительство инженерных коммуникаций. Согласно официальным данным, к Белой олимпиаде 2014 года был проложен газопровод высокого давления Джубга – Сочи протяженностью 174 километра; 480 километров газопроводов низкого давления; построено четыре ТЭС и одна ТЭЦ; 17 подстанций общей мощностью более 1 200 МВт (ранее мощность объектов генерации в Сочи составляла 240 МВт); более 550 километров высоковольтных линий электропередачи. Кроме того в Сочи появились современные очистные сооружения хозяйственных и бытовых стоков, водозаборы общей мощностью 127 тысяч кубометров. Из почти 700 километров инженерных сетей – 150 километров пришлось на сети водоснабжения.
Олимпийское наследие курорта вобрало в себя труд десятков тысяч людей. И сегодня, спустя семь лет, оно обеспечивает Сочи место в первой тройке городов, наиболее привлекательных для жизни и отдыха в России. Кстати, об отдыхе.
Согласно официальной статистике, около 6,5 миллионов туристов ежегодно выбирают Сочи местом для отдыха. До Олимпиады эта цифра составляла 3,5 миллиона человек.
Благодаря олимпийскому проекту курортная отрасль получила мощный импульс развития. В Сочи появились 42 отеля ведущих мировых брендов на 24 тысячи номеров. Фактически благодаря Олимпиаде гостиничный фонд города возрос вдвое. На туристский рынок курорта вышли крупные туроператоры, формирующие комплексный турпакет с перевозкой, групповым трансфером и экскурсионными программами. Кроме того на курорте создан международный центр пассажирских и круизных перевозок. В морском порту Сочи построены 8 морских терминалов, появилась яхтенная марина, порт стал способен принимать одновременно 2 океанских лайнера, паром и до 200 яхт.
Произошла консолидация усилий собственников трех горнолыжных курортов горного кластера по созданию единого курорта с синхронизированной структурой туристических маршрутов.
В текущем сезоне по единому ски-пассу доступно более 177 километров лыжных трасс.

Мнение эксперта:
Начальник управления молодежной политики администрации города Сочи Отто САВИЦКИЙ:
– Одним из важных социальных аспектов олимпийского наследия, на мой взгляд, является развитие в нашей стране добровольчества. Сейчас не вспомню дословно, как звучала фраза, сказанная Президентом РФ Владимиром Путиным на Международном форуме добровольцев в 2019 году, но смысл был в том, что именно благодаря олимпийским играм в Сочи добровольчество в России обрело современную форму. На сегодняшний день в Сочи развито волонтерское движение во многих сферах: это добровольческие отряды пожарной безопасности, защитники беспризорных животных, экоактивисты.
Переехал в Сочи полтора года назад и был искренне удивлен, что после Олимпиады идея добровольчества не угасла, а, наоборот, разгорелась с новой силой. И сочинцы действительно помогают искренне, от души. К тому же в городе проходит большое количество событийных мероприятий. Тема добровольчества находит отклик у молодежи – это радует. Молодежь всегда выступает драйвером изменений, так пусть же они будут на благо городу и государству.

Подготовила Елена МОСКАЛЕВА.