– Анна Владимировна, что представляет собой проект "Эко Сочи", и как пришла к вам эта идея?
– Ни у кого нет сомнения, что мы живем в одном из самых лучших городов мира – город, цветущий круглый год между синим теплым морем и высокими снежными горами. Ежегодно тысячи туристов устремляются к нам, чтобы полюбоваться всеми этими красотами, вдохнуть свежий воздух, наполненный неповторимым запахом субтропиков. Но возрастающие туристические потоки, а также быстро увеличивающееся население города уже создают ощутимую нагрузку на окружающую природу. А наша задача – максимально сохранять ее в первозданном виде. Это одна из причин, почему в Сочи 2022 год был объявлен городскими властями Годом экологии. Я и моя команда единомышленников тоже активно присоединились к этой инициативе, считая, что наш Сочи станет еще краше, если будет чище. Ведь красота и безопасность природы всецело зависят от нас. Было решено назвать проект "Эко Сочи". Он включает три направления.
Первое – экообразование. Второе направление – организация раздельного сбора отходов для дальнейшей утилизации. Третье – просветительская деятельность.
– На кого рассчитан проект "Эко Сочи"?
– В первую очередь необходимо вовлечь в нашу программу детей и подрастающее поколение. С апреля прошлого года экспериментально были запущены экоуроки в детских садах в 9 избирательном округе. На протяжении всего лета дети проходили курс из составленных нами уроков. Этим занимались волонтеры-экоактивисты, студенты, которые с удовольствием работали с малышами. Это были круглые столы, экологические диктанты, игры с призами, а в конце года все участники получили награды.
Организовывали экосубботники, куда приглашали и детей, и их родителей, объясняли важность раздельного сбора отходов. Каждый урок – это новые знания, новые привычки, а в будущем – полезные навыки.
nevzor2.jpgС сентября начались экоуроки уже в школах 9 округа. Нашим помощником стал образовательный портал Экокласс.рф на котором собрано на сегодняшний день 15 общероссийских и международных экологических лекций. В них содержатся ответы на остроактуальные вопросы: почему нужно беречь воду, что такое Красная книга, как ограничить последствия изменения климата, каким образом способствовать сохранению экологии нашего города?
– Занятия шли только на теоретическом уровне?
– Для полного понимания и подкрепления материала ребятам была необходима еще и практическая часть. К примеру, для усвоения правильной сортировки отходов были приобретены баки, урны для разных их видов, а также установлены стенды с наглядной информацией об этом.
Но в процессе практического выполнения поставленных задач обозначились и проблемы. Стало понятно, что без программной поддержки, без включения экологического воспитания в школьную программу образования, наши усилия не носят обязательный характер исполнения, что в итоге сказывается на качестве усвоения программы.
И также стало понятно, что если в школе не сформировался актив экоактивистов, то некому будет продвигать эту работу в нужном направлении.
Поэтому в этом вопросе крайне важна не факультативная, а серьезная административная поддержка со стороны Управления образования и науки.
– Как повлияет полученный опыт на дальнейшую работу?
– Наша команда проанализировала деятельность экоактивистов, реакцию руководителей учреждений, детей и педагогов, возникшие сложности и пришла к ряду следующих выводов.
Во-первых, чтобы экологическое образование и просвещение стали повсеместными, нужна координация не только структур образования, но и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными.
А во-вторых, для наибольшей эффективности, если, к примеру, говорить о программе раздельного сбора отходов, нужно сузить её, оставив минимум фракций, чтобы формировать у детей наглядный опыт и устойчивую привычку. Те же акции по разовому сбору определенных фракций, пластика или бумаги, эффективны и приносят явный и видимый результат. Дети видят объем отходов, для педагогов это мотивирующий фактор, для переработчиков – собранный объем. Но и для подобных акций необходима поддержка Управления образования и науки города Сочи. Считаем, что эти мероприятия следует включить в план учебно-воспитательной работы, и тогда их эффективность в разы будет выше.
– С детскими садами и школами всё понятно, а что нужно делать для того, чтобы раздельный сбор мусора становился частью культуры во всем городе?
– Тут многое зависит от руководителей коллективов города, степени их ответственности за сохранение среды обитания, наконец общей экологической культуры.
Я руковожу крупной строительной компанией. Задачу раздельного сбора отходов у себя в офисе мы решили так: закупили и установили урны с фракциями – стекло, пластик, бумага. Пояснили, что в урны с пластиком собираются только чистые ПЭТ-бутылки; в урны для бумаги кладем только офисную бумагу; в урны со стеклом сбрасываем чистую стеклянную тару. Не все сразу восприняли это начинание. Но благодаря ежедневному информированию и контролю, спустя месяц, наши сотрудники начали осознанно сортировать мусор, прежде чем его выбросить.
После того, как урны наполняются, собранные отходы перемещаем в установленные на парковке биг-бэги, это большие пакеты, емкостью 300 кг. На данный период нами собрано 1200 кг стекла, 50 кг пластика, 226 кг бумаги.
Все, что мы собираем, вывозят логисты компании, специализирующейся на переработке отходов. Она находится в Краснодаре. Но мы надеемся, что в ближайшее время и в Сочи появятся такие производства.
Абсолютно убеждена в том, что, все предприятия в нашем городе могут перейти на раздельный сбор отходов и это станет огромным шагом в экологическом движении к чистому городу.
– Кроме своей компании, где вы еще тиражируете накопленный у себя опыт?
– На набережной пляжа "Маяк", который признан первым экопляжем в России, мы также установили урны для вторичного сырья с фракциями: стекло, пластик, бумага, прочие отходы. Здесь же установлен фандомат, который приобрела наша компания.
Фандомат – это машина, которая принимает пластиковую и алюминиевую тару, самостоятельно отделяет пластик от алюминия, сортирует по контейнерам. В качестве мотивации взамен можно получить чек со скидками в кафе и ресторанах, которые находятся тут же, на набережной.
На сегодняшний день фандомат собрал более 1200 штук пластиковой и более 460 штук алюминиевой тары.
Это самый важный фактор – все раздельные отходы минуют свалки и мусоросборочные машины – разделенные отходы отправляются к переработчикам, приобретают вторую жизнь. Из полученного вторсырья изготавливают экологическую мебель: плитку, лавочки, урны. Таким образом мы приучаем жителей и гостей города к культуре бережливого потребления.

Анна Невзорова – действующий депутат Городского Собрания Сочи (ГСС), Председатель территориальной депутатской группы Центрального района, член Комитета по вопросам архитектуры и строительства ГСС. Уроженка города Сочи. Родилась в семье строителей. С раннего детства занималась спортом и общественной деятельностью. Кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. С отличием окончила Сочинский государственный университет. Кандидат биологических наук.
Анна Невзорова создала новый подход к развитию строительного бизнеса в Сочи. Ответственный застройщик, у которого успешные инфраструктурные проекты, надежная команда профессионалов, крепкая и многодетная семья. Она стала ярким примером хранителя общечеловеческих ценностей. Энтузиазм молодого и делового управленца значительно способствует борьбе с проблемами экологии в Сочи.
Анна Невзорова за создание скверов, парков и современных набережных, за помощь ветеранам и детям отмечена наградами руководства города Сочи и Краснодарского края.

Анатолий ШЕСТАКОВ.
Фото из архива Анны Невзоровой.