– Первыми сувенирами, конечно же, были фотографии и открытки местного производства. Они печатались в маленьких частных сочинских типографиях при писчебумажных магазинах и с удовольствием приобретались отдыхающими. Экзотика Черноморского побережья Кавказа всегда привлекала сюда известных фотографов, и они стремились запечатлеть роскошную природу, улицы, гостиницы и санатории Сочи. В 1932 году в городе была создана первая фотоартель "Кавказская Ривьера", объединившая группу сочинских фотографов. В 30-40 годы прошлого века артелью "Сочфото" и "Труд" издавались многочисленные фотооткрытки, которые часто снабжались надписью "Привет из Сочи!" Это были самые востребованные и дешёвые сувениры, – рассказала заведующая отделом "Дача певицы В.В. Барсовой" Светлана Поволоцкая.
Гибкие пластинки, изготовленные на фотобумаге, – еще один популярный сочинский сувенир. В СССР пластинки выпускались миллионными тиражами, но их всё равно не хватало, да и репертуар не всегда устраивал слушателей. Поэтому, когда в 1960 годы в стране наладилось производство гибких пластинок, сочинские умельцы кустарным способом на довольно примитивном оборудовании стали записывать модные песни зарубежных ансамблей на фотографии с красивым видом курорта и приветствием отдыхающих. Это были настолько востребованные сувениры, что на Сочинском почтамте пришлось организовать производство больших квадратных конвертов специально под размер пластинок.
Деревянные шкатулки из местной древесины, украшенные ракушками и соломкой, изготавливали в местных кустарных мастерских, начиная с 1930-х годов. Позднее, в 1963 году, была основана Сочинская сувенирная фабрика, мастера и художники которой более 30 лет трудились, ориентируясь на традиции народного искусства России и Кавказа.
– Стоит уточнить, что ассортимент этой фабрики насчитывал более пятисот изделий, изготовленных из рога, металла, пластмассы, ракушек с применением водорослей, растений и морских обитателей. Выпускались разнообразные значки, брелоки, сувенирные медали. Особенно популярными были крабы и цветы, застывшие в прозрачной пластмассе, – дополнила свой рассказ Светлана Поволоцкая.
В этой отрасли нашли себя и сочинские мастера-резчики: они изготавливали поделки из произрастающих в наших местах тиса, самшита, бука, каштана и ореха. Шкатулки, вазочки, подставки, подсвечники и "грибочки" для штопки носков декорировались геометрическими и растительными орнаментами, изображениями зверей, человека и птиц. В коллекции музея порой встречаются оригинальные изделия из местных пород древесины.
Сувениры из оргстекла и пластмассы были недорогими, а потому очень популярными: большим спросом у гостей курорта в свое время пользовались вазы, расписанные вручную, статуэтки животных, пальм и морских чаек.
Гастрономический сувенир тоже не является изобретением современности. Коробочка фирменного Краснодарского чая как подарок, напоминающий о месте отдыха, тоже была очень популярной. В 1972 году на основе шести чайных совхозов было создано объединение "Краснодарский чай", специалисты которого выращивали самый северный в мире чай. Принимая высоких гостей, их везли в знаменитые "чайные домики", где чай подавался в самоварах с угощеньем из местных фруктов…
Осматривая выставку, невольно задумываешься о настоящем сочинского сувенира и сожалеешь об утраченном. Сегодня, пожалуй, только сочинские чаеводы упорно сопротивляются наводнившему нашу страну импортному чаю и, сохраняя традиции, продолжают потчевать гостей курорта этим ароматным напитком. Да некоторые сочинские художники, имеющие собственные мастерские, предлагают гостям изготовленные ими предметы декоративно-прикладного искусства с местной спецификой, вызывающей памятную ассоциацию. Достаточно ли этого?
Видимо, надо оглянуться на прошлое, чтобы понять, что сувениры все-таки должны "работать" на положительный имидж курорта, и, напоминая о красоте и гостеприимстве, приглашать ещё раз побывать в Сочи.
Лариса ОСТРЕНКО.
Фото: Виталий ПУСТОВАЛОВ.