– Валерия Николаевна, какая готовность на сегодня к проведению Академии молодых органистов "VOX ORGANUM"?
– Этот проект реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Заявка Сочинского концертно-филармонического объединения стала победителем в первом конкурсе 2022 года на предоставление президентских грантов на реализацию проектов в области культуры, искусств и креативных (творческих) индустрий по направлению "Молодые лидеры. Выявление и поддержка молодых талантливых лидеров в сфере культуры, искусства и креативных индустрий".
Сумма гранта составляет около полумиллиона рублей. В реализации проекта участвует и Сочинское концертно-филармоническое объединение, которое возьмет на себя все организационные вопросы подготовки и проведения Академии, а также обеспечит их за счёт средств софинансирования.
На сегодняшний день уже достигнута договорённость о том, что в работе Академии примут участие выдающиеся деятели органного искусства Даниэль Зарецкий из Санкт-Петербурга и Алексей Шмитов из Москвы. Они известны и как великолепные исполнители, и как опытные педагоги. Получено подтверждение на участие и от Евгения Авраменко – титулярного органиста Кафедрального собора Калининграда, члена ассоциации органистов и органных мастеров Международного союза музыкальных деятелей России. Мы продолжаем приём заявок от молодых органистов и студентов учебных заведений на участие в занятиях Академии. Для них запланированы мастер-классы, лекции мастеров органного искусства и иные формы коммуникации с сообществом органистов-профессионалов на основе вовлечения в рабочий процесс через общение, обучение и обмен опытом.
Запланированы три концертные программы. Первой будет приветствие от Сочинской филармонии в исполнении лауреата международных конкурсов Владимира Королевского. Затем выступят наставники Академии, и заключительной страницей станет концерт молодых участников, проявивших себя наиболее ярко, и которых рекомендуют наши талантливые мастера. По окончании проекта участники получат дипломы и сертификаты о прохождении первой Академии молодых органистов "VOX ORGANUM". А завершит проект гала-концерт известных, молодых и начинающих органистов.
– Сложно было получить такой престижный грант от Президентского фонда культурных инициатив?
– Нам помогло то, что далеко не каждый город в России обладает такой роскошью, как органный зал, где можно услышать величавую музыку одного из самых красивых, во всех смыслах, музыкальных инструментов. Органа нет, например, в таких крупных городах как Ростов-на-Дону, Воронеж, а в Курске только совсем недавно смогли найти такую возможность и то только в электронной версии. А в Сочи есть прекрасный орган, построенный в 1986 году по инициативе городских властей, которую поддержали тогда в комитете по органостроению СССР. Без него проведение "VOX ORGANUM" было бы невозможно.
Все остальное – это уже организационная работа. Нужно было оформить и подать заявку. Обосновать значение проекта для развития профессиональных коммуникаций и культурной среды города-курорта. Доказать, что мы справимся с такой задачей. И всё получилось.
– А можно узнать подробнее историю сочинского органа?
– Когда было принято решение строить в нашем городе органный зал, Чехословакия входила в социалистический блок. Поэтому выбор пал на инструмент чешского производства фирмы Rieger-Kloss. В городах Советского Союза до 1991 года фирма изготовила и установила 57 органов. В 2015 году производитель был объявлен банкротом и прекратил существование. Сейчас классический орган всё ещё можно заказать во Франции или Германии, но такой инструмент как в Сочи, уже стал в полном смысле настоящим раритетом, со своим особым звучанием. Потому что проектировался для здания, построенного в 1966 году с залом на 350 мест. Другими словами, это была штучная работа.
В восьмидесятые годы Сочи стал излюбленным местом для гастролей симфонических оркестров. Все концерты проходили при полных залах. Руководство города уделяло особое внимание развитию культурных традиций на курорте. Однажды появилась идея добавить ещё больше классики. И Алиса Фёдоровна Дебольская – в то время начальник управления культуры Сочинского горисполкома – сделала всё, чтобы у нас появился органный зал. И теперь, много лет спустя, совершенно справедливо и по праву зал носит её имя.
В сочинском органном зале особая атмосфера. У нас никогда не танцевали на сцене из-за особенности органного фундамента. Всё здесь диктует этот величественный инструмент. Он смотрит со сцены, и никаким занавесом его не закроешь. Всё должно вписываться и гармонизироваться исключительно с ним. Без малого 40 лет сочинский орган живёт полноценной концертной жизнью. За это время он стал культурной доминантой города. В этом году уже 22 раз, традиционно в сентябре, в Сочи будет проходить Открытый фестиваль органной музыки. За всё это время перерыв случился один раз, в прошлом году, из-за пандемии коронавируса.
– Насколько сейчас популярна органная музыка?
– Скажем так, она была популярна всегда, и сейчас интерес к органной музыке не падает, а даже растёт, если говорить о нашей стране. Об этом свидетельствует и количество выпускников учебных заведений, где обучают игре на органе, и возросшее количество концертов органной музыки, которые проходят в залах, где редко бывают свободные места. Мы это видим и по нашей концертной деятельности.
Органная музыка – это высокая и духовная музыка. Под неё невозможно думать о мелком, бытовом. Сам инструмент, его звучание и акустика нашего зала способствуют этому. Неслучайно же органы устанавливаются в католических храмах. Потому что считается, что это божественное звучание. Всё это неповторимые переживания. Поэтому у человека всегда будет желание ещё и ещё раз услышать эту музыку.
Но есть отличие. В Европе большинство органов имеют прикладное значение. Они используются для проведения мессы в католических храмах. Органист при этом оторван от публики, его не видно, можно только слышать величественную игру.
В сочинском органном зале всегда присутствует связь между исполнителем и слушателями. У нас орган служит, так сложилось в нашей стране, светским мероприятиям и в концертных залах. Соответственно подбирается и репертуар. Поэтому у нас орган можно услышать в разных сочетаниях, например, с оркестром, камерным хором, певцами, балалайкой, армянским дудуком, домрой или саксофоном. У нас даже однажды состоялся музыкальный батл, когда орган и рояль в течение концерта бросали друг другу творческий вызов, показывая все свои возможности, а в конце соединившись в прекрасный ансамбль.
Сочи очень повезло, что у него есть орган, органный зал, так удачно расположенный в самом центре города. Орган звучит каждое воскресенье, круглый год. И это уже сочинская традиция.
А. ШЕСТАКОВ.