Жительница курорта Нина Арефинкина – личность в своем роде легендарная: почти тридцать лет ее трудовой биографии неразрывно связаны с прокуратурой. Ушла на пенсию с должности старшего помощника прокурора города Сочи. Награждена знаком отличия "За верность закону" I степени, Почетной грамотой Генерального прокурора Российской Федерации, медалями "За выдающийся вклад в развитие Кубани" III степени, "Ветеран прокуратуры" и другими. В последние годы активно занимается общественной работой. Человек яркий, разноплановый, настоящий профессионал в своем деле. И, что немаловажно, очень интересный, остроумный, общительный собеседник, тонко знающий прокурорскую работу изнутри.

– Я родилась и выросла в Казахстане, – рассказала Нина Михайловна. – Еще в школе увлеклась иностранными языками, планировала стать педагогом. Потом – один за другим – произошли события, в корне изменившие мою дальнейшую жизнь. Благодаря первому знаку судьбы я неожиданно оказалась в Сочи. Из-за серьезной аллергии – тогда я еще училась в школе – врачи посоветовали мне сменить место жительства, нужен был более мягкий, благоприятный климат. Родители отправили меня на время к родственникам в субтропический Сочи – о своей "болячке", мучавшей долгие годы, здесь забыла сразу. Так и осталась на курорте навсегда. Было это 1970 году. Второй знак "свыше" – кардинально повлиял на мой профессиональный выбор. Приблизительно в те же годы произошел трагический случай – по ложному обвинению был осужден наш родственник. Это было настолько несправедливо – кстати, позже он был полностью реабилитирован, – что стало для всех настоящим шоком. Особенно болезненно воспринимала произошедшее я. Писала ему письма, всячески пыталась как-то поддержать. Помочь ему тогда мне было не по силам, но дала себе слово, что обязательно стану юристом – адвокатом или прокурором, чтобы бороться с беззаконием. Написала об этом в одном из школьных сочинений. Так что права отступать у меня уже не было.
– Судя по всему, получилось?
– Не сразу. Окончив школу, поехала поступать в знаменитый Саратовский юридический институт. Документы у меня не приняли. В те годы девушек в правоохранительные годы практически не брали. Но официальной причиной стало отсутствие у меня практического опыта работы – тогда требовался трудовой стаж не менее двух лет. Чтобы не терять время, решила поступить в педагогический, хотя от своих планов не отказалась. Училась заочно. Работала лаборантом в сочинской школе №10, в свободное время занималась изучением юридической литературы. Везде искала книги, пособия по правоведению и другим дисциплинам – тогда подобного рода литература была в дефиците. Однажды, проходя мимо здания городской прокуратуры на улице Воровского, решила попытаться найти нужные мне книги там. Меня выслушали, помогли. Начали расспрашивать, чем занимаюсь. Когда узнали, что работаю в школе, но мечтаю стать юристом, предложили сотрудничество на общественных началах. В ту пору в ведении прокуратуры были дела, связанные с несовершеннолетними, им нужен был человек, способный общаться с детьми, подростками и их родителями. Для меня это был настоящий подарок судьбы – еще один знак свыше. В первой половине дня я работала в школе, потом бежала в прокуратуру, набиралась практического опыта, готовилась к будущей работе юриста. В 1977 году я получила диплом об окончании Кубанского госуниверситета, а вместе с ним – официальное приглашение на работу в прокуратуру города Сочи, с которой связаны тридцать лет моей трудовой биографии. Работала на разных должностях – следователем, старшим следователем, помощником, старшим помощником прокурора города.
– Что это было за время? Чем оно памятно для вас?
– Мне всегда везло на людей – честных, порядочных, умных, грамотных, ответственных. Безгранично горжусь тем, что мне удалось поработать с легендарными работниками сочинской прокуратуры Петром Кузьмичом Костюком – фронтовиком, более 15 лет возглавлявшим прокуратуру города-курорта, Валентином Леонидовичем Гончаровым, тоже ветераном войны, долгие годы трудившемся помощником прокурора и заместителем транспортного прокурора Сочи, Александром Петровичем Устиновым – помощником прокурора, фронтовиком, очень заслуженным и уважаемым всеми человеком, Леонидом Ивановичем Сидоровым – прокурором Центрального района, заместителем городского прокурора, следователем Николаем Михайловичем Шкарупой, Ниной Георгиевной Веревкиной – помощником прокурора по гражданским делам, участницей войны, Владимиром Васильевичем Устиновым, семь лет являвшегося прокурором города, позже ставшим Генеральным прокурором, министром юстиции России, полпредом президента России в ЮФО, Александром Анатольевичем Сергиенко – прокурором Сочи и другими. Я очень благодарна своим наставникам и коллегам за доброжелательное отношение ко мне, всестороннюю помощь и поддержку в работе и, конечно, за огромный профессиональный и жизненный опыт, которым они щедро делились с нами, молодыми специалистами.
– Чем вам приходилось заниматься в ходе повседневной деятельности?
– На первых порах много работала с несовершеннолетними. Расследовались преступления или правонарушения, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Плотно работала с родителями детей и подростков из группы риска, педагогами, общественностью. В советские годы этой теме уделялось особенно пристальное внимание. Мы никогда не ставили целью просто найти виновного и наказать его. Внимательнейшим образом, детально изучались каждое конкретное дело, каждый эпизод. Новый подход в работе с трудными подростками в те годы предложил прокурор города Владимир Васильевич Устинов. Большое значение придавалось мерам общественного воздействия на несовершеннолетних, преступивших закон, совместными усилиями мы стремились помочь молодежи исправиться, заняться полезным делом в жизни, стать нормальными, полноценными гражданами страны. Кого-то, по предложению прокурора, устраивали в вечернюю или спортивную школы, других – в профтехучилище или на работу, третьих – отправляли служить в армию. В дальнейшем я занималась разными категориями дел, в частности, гособвинением, готовила исковые заявления в интересах несовершеннолетних и пенсионеров. Работы всегда было много.
– Какие дела из вашей практики вызвали особый интерес?
– Серьезной школой профессионального мастерства для нас, работников городской прокуратуры, безусловно, стало участие в расследовании нашумевших дел, связанных с оргпреступностью, махинациями в торговле и другими – о них в то время знали во всем Советском Союзе. В Сочи приезжали большие группы сотрудников Генеральной прокуратуры СССР, а это были специалисты высочайшего класса. Мы оказывали им всяческое содействие на местах, получив бесценный опыт, пригодившийся в дальнейшей деятельности. Я, общаясь с молодыми сотрудниками, всегда говорила: работа прокурора трудна, небезопасна, заниматься столь непростым делом должны люди, которые готовы твердо, принципиально стоять на страже закона и порядка, бороться за торжество справедливости, помогать людям. Пусть эти слова сегодня кому-то покажутся высокопарными, но наше поколение неуклонно следовало данным основополагающим принципам в деятельности прокуратуры, которые мы приняли, как эстафету, у наших старших коллег-наставников. Надеюсь, они и впредь останутся незыблемыми.
– Чем занимаетесь сейчас? Не скучно на пенсии?
– Мне, к счастью, некогда скучать. Воспитываю внуков. Кстати, две мои дочери тоже стали юристами. Старшая – кандидат юридических наук, преподает в Сочинском филиале РУДН, заведующая кафедрой, имеет научные публикации, несколько книг, младшая – тоже юрист, работает ведущим консультантом в отделе госслужбы и кадров в третьем апелляционном суде общей юрисдикции. Я в меру своих сил занимаюсь общественной деятельностью. В рамках подготовки к 300-летию прокуратуры России все заметно активизировалось – увековечиваются имена ветеранов ведомства, создается музей, посвященный истории и сотрудникам городской прокуратуры, готовится тематическая выставка, приуроченная к памятной дате. Несколько лет я являюсь членом Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры Российской Федерации. Вместе с коллегами участвуем в значимых общественно-культурных мероприятиях, общаемся, а нам, безусловно, есть, о чем поговорить. С нами, ветеранами ведомства, регулярно встречается руководство городской и краевой прокуратуры. Отношение к нам подчеркнуто уважительное и доброжелательное. Так что жаловаться не на что, но нам пока рано жить только одними воспоминаниями!

Анзор НИБО.