Городские, морские и горные пейзажи, этнические сюжеты и мотивы – визитная карточка уроженца аула Большой Кичмай Айсы Хапишта, за что земляки давно и искренне считают его своим народным художником. Тонкий национальный колорит, воплощенный в творениях мастера, любовь к материнскому языку, фольклору и древним обычаям, принесли ему широкую славу и уважение. Работы художника из Сочи в разные годы выставлялись на персональных и коллективных выставках в России и за рубежом, его лучшие произведения можно встретить в музеях и частных коллекциях. В дни Зимних игр 2014 года с многообразным творчеством самобытного мастера могли познакомиться многочисленные посетители "Дома адыга", работавшего в Олимпийском парке. Несколько лет назад достоянием большого круга ценителей этнического искусства коренных жителей Причерноморья стала книга Айсы Хапишта под названием "Предания древнего Сочи". Первое издание сборника увидело свет в Майкопе в 2010-м, второе – дополненное – вышло пять лет назад и сразу стало библиографической редкостью.
– Заслуженный деятель искусств Кубани Айса Хапишт известен среди земляков не только как самобытный художник, но и как великолепный знаток народного фольклора, удивительный рассказчик, человек с тонким чувством юмора, – отметил председатель "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов Маджид Чачух. – Он принадлежит к тому поколению, которое помнит немало уникальных сведений об истории, культуре и обрядах адыгов, а также, что особенно важно сегодня, – воспоминания старожилов, причем в первозданном, неискаженном виде – именно в том, в каком они бытовали раньше, в каком он слышал их в далеком детстве и юности.
Ценность книги "Предания древнего Сочи", дополненной десятком ранее малоизвестных сказаний и легенд в изложении самого Айсы Хапишта, а также новыми художественными иллюстрациями мастера, заключается именно в этом: каждая ее страница – частица нашей старины глубокой, сохраненная для нынешних и будущих поколений. Представляя несомненную художественную значимость, она является и своего рода путеводителем по историческому прошлому города, поможет читателям лучше познать душу и характер, уклад жизни, менталитет и мировоззрение местных жителей.
Книга дает ответ и на многие другие вопросы, в частности, связанные с происхождением топонимических названий на Черноморском побережье, большинство из которых имеют адыгские корни: "Сочи", "Легенда о земле шапсугов", "Скала Соулоха", "Кодес", "Мацеста", "Долина Инала", "Хыко", "Агурские водопады", "Скала стариков", "Мамедово ущелье", "Гибель Ахына", "Легенда о каменном всаднике", "Тридцать три водопада" и другие.
– Все рисунки были сделаны в последние двадцать лет, – рассказал в интервью "НС" Айса Хапишт. – Часть из них уже публиковались ранее, но большинство – совершенно новые работы, созданные специально для этой книги.
Богато иллюстрированное издание представляет интерес как для специалистов-кавказоведов, так и самого широкого круга читателей – краеведов, экскурсоводов, педагогов, школьников, студентов, горожан и гостей курорта – всех, кто изучает вехи исторического прошлого сочинского Причерноморья.
… Эхо незабытого прошлого. Любовь к родительскому дому, своему аулу и земле предков в каждом человеке заложена на глубоком генетическом уровне, убежден уроженец сочинского аула Хаджико Даулет Нагучев. Она крепкой незримой нитью – куда бы ни забросила судьба – связывает нас с исторической родиной, с далеким детством, дорогими людьми, привычными вещами и явлениями. Проявляются подобные чувства по-разному, но обязательно вырываются наружу: рано или поздно в душах и сердцах пробуждается осознанное стремление к совершению добрых дел. Людям свойственно желание изменить окружающий мир, сделать его немного другим – честным, искренним, человечным. Кто-то сажает фруктовый сад, плодами которого радушно угощает односельчан, другой – строит дорогу в горный аул, где родился и вырос, третий – учит детей, кому-то ближе почетная профессия – защищать Отечество. Сам Даулет Махмудович, к сожалению, ушедший из жизни в ноябре прошлого года, выразил свою безграничную любовь к родному аулу и землякам в своей книге "Мой аул Хаджико", ставшей не просто летописью – настоящей энциклопедией, в которой собран уникальный этнографический материал. Она обо всем – истории горного селения, простых человеческих судьбах, семейных династиях. Одним словом, о прошлом, настоящем и будущем Хаджико.
Сам Даулет Махмудович избрал свой собственный, сложный и тернистый путь в жизни, целиком посвятив себя науке. Спустя годы паренек из маленького аула Хаджико, привыкший полагаться только на собственные силы, трудолюбие и природный талант, стал уважаемым человеком, ученым-историком, профессором, преподавателем Адыгейского государственного университета, имя и заслуги которого широко известны в научном мире.
– Здесь мне дороги каждый родничок, каждый камень, каждая тропинка, – признавался он в беседе с корреспондентом "НС". – Общение с аулом и земляками всегда прибавляло мне светлой силы, на которую опирался в тусклые и сумеречные, сложные для меня дни. Этой книгой я хотел засвидетельствовать свою глубочайшую любовь и признательность к родной земле, на которой рос, воспитывался, учился понимать добро и зло, к земле, на которой живут друзья, близкие мне по духу и крови люди, к земле, где покоится прах моих предков…
Работа над книгой заняла пару лет, но идея вынашивалась давно: не один год кропотливо собирался необходимый краеведческий материал: редкие архивные свидетельства и документы, воспоминания старожилов, разнообразная фактическая информация, например, генеалогические древа местных фамильных родов, топонимические названия, семейные фотографии, географические карты и иллюстрации. В итоге получился большой фундаментальный труд. Автор не торопился выпускать в свет свой историко-этнологический очерк, подходя к теме максимально ответственно – очень многое хотелось сказать, о многом написать, важно было ничего не упустить, постараться найти доброе слово для каждого жителя аула, внесшего свой вклад в его развитие, все проверить и перепроверить.
Несомненное достоинство книги – в твердой принципиальной гражданской позиции историка Нагучева. О самых страшных, порой, трагических событиях прошлого своего народа, в контекст которого вписан аул Хаджико, он говорит открыто, честно, без эмоций, порой затмевающих разум. Во всем видна рука опытного ученого-исследователя, ставящего своей целью сохранить для нынешних и будущих поколений историческую правду. Работа была проделана колоссальная, объем информации, тщательно "перелопаченный" автором, оказался подобен Фишту, издревле почитаемому причерноморскими адыгами.
– Бывали моменты, когда просто опускались руки, – рассказывал Даулет Махмудович. – Мне казалось, что справиться с поставленной задачей не удастся: чем глубже я погружался в работу, тем явственнее начинал понимать, насколько она масштабна, сколько многого мы еще сами о себе не знаем, но остановиться на полпути, бросить начатое – означало предать саму идею, своих односельчан, память о родине предков.
В местной средней школе впору вводить новый учебный предмет – "Хаджиковедение". Для этого у местных педагогов есть все необходимое: школьный исторический музей, богатейший фактический материал, а теперь еще и книга "Мой аул Хаджико", являющаяся не просто уникальной летописью жизни селения, но и великолепным учебным пособием для детей и молодежи. Безусловно, в ней рано ставить точку – жизнь продолжается. На смену старшему поколению идет молодое – достойное, талантливое, амбициозное. Новые страницы в летопись аула теперь предстоит вписать именно ему.
– Особой своей удачей я бы посчитал, если бы моя книга помогла молодым землякам лучше узнать свои корни, что абсолютно необходимо для сохранения нашей самобытности и исторической преемственности поколений, – признавался Даулет Махмудович. – Отцы и деды когда-нибудь уходят, а сыновья и внуки наследуют память о них. Духовное наследство предков питает наши умы, облагораживает наши души и направляет нашу историческую волю. Но молодые наследуют не только память – они наследуют всю родную землю, становясь ее хозяевами. Надо всегда помнить, что Отечество и родную историю не выбирают, выбирают свой путь в истории, творимой сегодня, а выбор объективно связан с осмыслением опыта и уроков прошлого. Тот, кто хочет понять настоящее, должен понять прошлое, питающее его…
– Сегодня мы до конца не можем осознать всей значимости этой книги, – убежден общественный деятель, житель соседнего аула Калеж Хамед Харту. – Труд нашего земляка обращен, прежде всего, будущим поколениям, тем, кому предстоит продолжить дело старших, своих предков. Для нас, адыгов, печатное слово имеет первостепенное значение. Сколько уникальных исторических сведений, фольклорных материалов, теоретических и практических знаний, носителями которых были прежние поколения черкесов, мы, к величайшему сожалению, безвозвратно потеряли! Даулет Нагучев в меру своих сил постарался восполнить этот пробел, внес свою лепту в сохранение нашей этнической самобытности.

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.