С главной заповедью педагогического мастерства: учить, а не поучать, – Надя Иванова столкнулась еще в дошкольном возрасте, но твердо усвоила её на всю жизнь. Тогда, только-только готовясь сесть за школьную парту, она долго не могла взять в толк, к чему эти книжки, ручки, тетрадки? Зачем ей каждый день нужно будет плестись в школу с тяжелым ранцем за спиной? Скукота несусветная, аж зевать охота, размышляла будущая первоклашка, да еще на десять лет! Неужели никак нельзя обойтись без всего этого? Взрослые – в первую очередь, родители – девочке долгих нотаций не читали, полагая, что со временем сама все поймет. Только однажды бабушка Неллина, посадив внучку на колени, мягко сказала ей: "Те, кто не учатся, подобны слепым. Закрой на минуту глаза и представь, как ты сможешь жить, не видя ничего вокруг: ни солнца, ни гор, ни реки, ни папы с мамой, ни нас с дедушкой? Неужели тебе хочется вот так слепо блуждать в темноте?".
Зажмурив глаза, Надя ужаснулась и сразу поняла: быть слепой – неграмотной и невоспитанной невеждой, не такой, как другие люди, – она ни за что не хочет, страшно это. Поняла и дала себе зарок: "Обязательно стану ученым или даже самым настоящим профессором!". И стала. Сегодня Надежда Иванова – выпускница Московского государственного университета имени Ломоносова, кандидат политологических наук, преподает в родном вузе, активно занимается наукой. Так мудрое слово бабушки, нашедшей единственно верные и понятные слова для маленькой внучки, а это настоящее искусство педагога, дало богатые всходы.
– Учителем математики, как бабушка Неллина Васильевна, или учителем черчения и трудового обучения, как дедушка Николай Яковлевич, отдавшие школе почти полвека своей жизни, я не стала, но выбор – кем быть в жизни – для меня был предопределен, – призналась в беседе с корреспондентом "НС" Надежда. – В нашей семье всегда с большим уважением относились к профессии педагога. С ранних лет я жила в этой атмосфере, поэтому осознанно готовила себя к работе на столь не простом, но важном поприще. И нисколько не жалею. Более того – горжусь этим!
Это гены, убеждена мама Нади Валентина Николаевна. Педагогические. Поэтому сопротивляться их влиянию, даже при всем желании, просто бессмысленно: рано или поздно они обязательно возьмут свое. Она знает по себе. Много лет назад, подобно дочери, ей тоже предстояло решать сложнейший судьбоносный вопрос – чему посвятить жизнь. Пример родителей, буквально без остатка растворившихся в школе и учениках и даже не мысливших своего существования без них, был настолько ярким, что она тоже твердо сделала свой шаг в педагогику. Иначе и быть не могло.
Валентина Куликова, окончившая среднюю школу в поселке Головинка, где многие годы трудились ее родители, сделала блестящую профессиональную карьеру. Талантливая и амбициозная девушка из провинции с отличием окончила факультет кибернетики Ленинградского государственного университета, четверть века преподавала в родной альма-матер. Успешно занимаясь наукой, политикой и общественной работой, она два срока избиралась депутатом Государственной Думы. Профессор, доктор экономических наук, председатель общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание", лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, действительный член Петровской академии наук, кавалер ордена Почета России и ряда государственных наград, почетный работник профессионального образования РФ, член Совета при Президенте РФ по делам казачества – и это все о ней. Более десяти лет в качестве ректора Валентина Иванова возглавляет Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. В списке ее научных и учебно-методических трудов свыше трех тысяч наименований, десятки подготовленных докторов и кандидатов наук.
Серьезно занимается наукой и ее супруг, Сергей Анатольевич Иванов. Вместе с дочерью Надеждой продолжает дело родителей сын Вадим – кандидат экономических наук.
– Пример родителей несомненно важнее всяких слов, – считает Валентина Николаевна. – Будучи людьми военного поколения, отец и мать, прожившие вместе душа в душу 61 год, преодолевшие немало трудностей и испытаний на своем веку, строго придерживались твердых моральных принципов, считая, что общественное благо важнее личного. Этот урок: всегда и везде нужно помогать людям, стремиться быть полезными обществу и своей стране – мы усвоили с раннего детства. Даже сегодня, когда мир неузнаваемо изменился, а духовные ценности стали иными, чем раньше, родители оставались верны себе и собственным убеждениям. Этому учили нас, своих детей и внуков. Эти же принципы в воспитании обязательно пригодятся для правнуков.
Несмотря на огромную занятость, Валентина Николаевна часто приезжает в родную Головинку. После смерти матери (участница войны, ветеран педагогического труда, лауреат пяти орденов и медалей Неллина Васильевна Куликова ушла из жизни в 2013-м) она сама долгое время присматривала за отцом. Помогали соседи, друзья, бывшие ученики. Бывая в родительском доме, Валентина Николаевна много общается с односельчанами, вникает в каждую местную проблему – не отказывает в просьбе никому. Выслушает, даст совет, поможет. Особенно пристальное внимание – к ветеранам, молодежи, родной школе. Это тоже – от старших.
Уйдя на пенсию, ветеран педагогического труда Николай Яковлевич Куликов, имевший богатую трудовую биографию (помимо полувека работы в школе он в послевоенное время строил сельские дороги и помогал в развитии народного хозяйства Лазаревского района), долгие годы возглавлял Совет ТОС Головинки. При его непосредственном участии были решены наиболее острые социальные и экономические проблемы поселка. В частности, начат процесс газификации населенного пункта. Его не стало в 2018-м. В знак благодарности уважаемому 92-летнему педагогу-ветерану, почетному работнику общего образования Российской Федерации Николаю Яковлевичу Куликову, которого с почестями похоронили в родной Головинке, первого сентября нынешнего года на фасаде школы, носящей его имя, была торжественно открыта мемориальная доска.
…Растет на радость всем уже четвертое поколение педагогической династии Куликовых-Ивановых. Совсем еще юные четыре внучки, активно познающие окружающий мир, чрезвычайно общительны, любознательны, тянутся к книгам и знаниям. У девочек, растущих в потомственной интеллигентной семье с богатыми традициями, все еще, безусловно, впереди, но дорога в жизни, скорее всего, одна: они обязательно станут педагогами или, скажем, учеными, профессорами. Как прадедушка и прабабушка, как дедушка и бабушка, как мама и папа, тетя и дядя. Тут ничего уже не поделаешь: это не просто гены, а гены учительские!
Анзор НИБО.
Фото из архива автора.