Сейчас "в работе" – каждый свободный клочок земли. На школьных территориях воссоздаются и ремонтируются некогда пустовавшие теплицы, закладываются новые "парники" и сады. Только за два последних года в разных районах Сочи появились собственные виноградники, яблоневые и грушевые посадки, а также немало весьма экзотичных даже для субтропического курорта культур. Есть и первые результаты совместного труда педагогов и учащихся – в школьные столовые поступает свежая, экологически чистая, полезная, богатая витаминами продукция со своего "огорода". Да, пока в небольших количествах, и ассортимент, на первый взгляд, не столь широк, как хотелось бы, но это только начало, считают организаторы. Показательных примеров в городе уже немало.
… Помимо собственной теплицы в средней школе №77 поселка Лоо есть свой дендропарк. Территория значительная – почти полтора гектара, растет практически все – наряду с хвойными культурами и декоративными кустарниками здесь немало фруктовых деревьев – яблони, хурма, груши, гранат, мушмула, мандарины и даже… кумкват. Все – от самых маленьких декоративных растений до плодовых кустарников – посажено детьми. Они же в ежедневном режиме следят и ухаживают за зелеными питомцами.
– Забот хватает в любое время года, – подчеркивает хозяйка дендропарка, учитель биологии Маргарита Келеменян. – Для каждого сезона – свой фронт работ и дети учатся трудиться в полном соответствии с этим природным календарем.
Педагог с гордостью показывает новую теплицу – большая, светлая, просторная, есть, где развернуться. Ее, взамен прежней, поврежденной сильным ветром зимой нынешнего года – стихия практически полностью разрушила старый парник, – школе подарил выпускник Аркадий Трапизонов. С искренней благодарностью. И твердым наказом: чтобы многолетние традиции, заложенные местными школьниками, обязательно продолжались дальше.
– Сколько ребят и девчонок трудились в нашем саду, сколько поколений получили здесь столь нужные в жизни трудовые навыки! – размышляет Маргарита Мисаковна. – Было трудно, но, уверена, ни один из них не пожалел о времени, проведенном на этих грядках, в саду или теплице. Главный урок жизни – чтобы чего-то добиться, нужно много работать – они получали здесь, на практике.
Под руководством опытного наставника Маргариты Келеменян дети и подростки учатся всему, что обязательно пригодится в повседневной жизни, приобщаясь к коллективному труду с малых лет.
Ветеран труда, Отличник народного просвещения, Почетный работник народного образования, учитель-методист давно стала живой легендой семьдесят седьмой. А педагога с такими стажем, как у нее, в Сочи еще поискать – она училась в этой школе, сюда же 55 лет назад пришла молодым специалистом после окончания Кубанского государственного университета.
– Помимо фруктов и овощей – урожай, выращенный своими руками, – огурцы, помидоры, болгарский перец, баклажаны, яблоки, груши, сливы, хурма и многое другое – идет не только в школьную столовую, но и самим "аграриям", которые с гордостью демонстрируют плоды своего труда родителям, мы занимаемся и сбором лекарственных растений, – рассказывает Маргарита Мисаковна. – А эти практические знания по-настоящему бесценны. Дети в полевых условиях учатся различать полезные, целебные травы и растения, правильно собирать, сушить и фасовать их. Одно дело – прочитать об этом где-то в учебнике, и совсем другое, – что называется, пощупать руками.
В активе Маргариты Мисаковны помимо множества почетных грамот и благодарственных писем есть диплом победителя Международного фестиваля "Профессиональная лига", а также медаль Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, полученная еще в середине 70-х (она сама, к слову, за годы педагогической работы воспитала 17 (!) медалистов ВДНХ). Наряду с практической деятельностью воспитанники опытного педагога активно занимаются исследовательской селекционной работой. И вполне успешно. Только за два последних года у семьдесят седьмой – победитель и "бронзовый" медалист Всероссийских конкурсов исследовательских проектов. Юные агрономы из Лоо – пятиклассница Есения Арутюнянц и Виктория Антонян, обучающаяся в десятом классе, – вошли в тройку лучших среди сотен авторов проектных работ школьников со всей страны, доказав, что упорство, настойчивость и труд позволяют достичь самых высоких результатов. В науке и, конечно, в повседневной жизни.
– Проект становится все более популярным в нашем городе, – рассказали "НС" в управлении по образованию и науке администрации Сочи. – На сегодняшний день в его реализации принимают участие 14 образовательных учреждений, на очереди еще два. Уверены, будет больше. Основная задача школ, естественно, – обучение и воспитание учащихся, проект "Агропарк" как раз направлен на приобщение детей к труду и их профориентацию. Каждая из школ, включившаяся в работу, специализируется на определенной тематике. Например, среди 8 образовательных организаций Лазаревского района школа №85 села Сергей-Поле делает акцент на косточковые и ореховые культуры, семьдесят седьмая в Лоо – на овощи, а также лекарственные растения, школа 94 аула Хаджико – занимается изучением и возрождением старых черкесских садов, еще сохранившихся в горной части Сочи.
Анзор НИБО.
Фото М.Келеменян.