НА КОНУ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Anzor_dorogi.jpgКартина происходящего на наших дорогах – это нередкие автомобильные аварии и заторы. Решить непростую проблему можно лишь совместными усилиями государства и общества. Важно учитывать и имеющийся мировой опыт в этой сфере.


Эксперты уверены, что решать проблемы на наших дорогах необходимо в комплексе. В первую очередь, нужно модернизировать действующую дорожную инфраструктуру, строить новые магистрали. Второе: требуется внедрять современные технологии и стандарты безопасности. Третье: давно пора жестко применять систему наказаний, особенно по отношению к тем, кто совершил аварию в алкогольном состоянии или имеет множественные правонарушения. Немаловажно формирование культуры вождения автомобиля, воспитание ответственности каждого участника дорожного движения – водителя, пешехода, пользователя скутера или электросамоката. То же самое подсказывает и мировой опыт – в чем смог лично убедиться корреспондент "НС" во время зарубежных командировок.

Многие годы на выезде из города Туапсе дислоцировался небольшой отряд городского ГИБДД. Тут все было как обычно – пункт контроля и досмотра, стоянка для задержанных машин. Проезжая мимо, водители невольно сбрасывали скорость. И дело не в строгости здешних стражей правопорядка. Взгляд каждого фокусировался на… разбитом вдребезги жигуленке – его в назидание остальным специально водрузили на высокий подиум. Груда искореженного металла служила стимулом задуматься о своем поведении на дороге – хочешь-не хочешь, в подсознании возникала мысль о хрупкости человеческой жизни.
Официальная статистика МВД неумолима: в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое, как показывает практика, со смертельным исходом. Еще 183 тысячи получили травмы. Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В подобных ДТП в прошлом году погибли 4515 человек.
Ужесточение штрафов, по мнению авторов поправок к административному Кодексу РФ, заставит участников дорожного движения стать более дисциплинированными. Хотя, если смотреть на проблему шире, то менять необходимо не только менталитет населения, но и устоявшиеся подходы к организации системы дорожного хозяйства и сопутствующей инфраструктуры. В Сочи благодаря прошедшей Олимпиаде многое удалось сделать: построены современные дороги, мосты, тоннели, что существенно оздоровило ситуацию на дорогах. Впрочем, останавливаться рано: необходимо дальнейшее совершенствование дорожной сети.
…Комфортабельный туристический микроавтобус, встречавший группу из России, преодолел полтысячи километров из Стамбула в Анкару за семь часов – крайне медленно, учитывая великолепные местные дороги. Тут только успевай нажимать педаль газа – четыре полосы, ровная трасса. Дорожной полиции нигде не видно. Наш водитель Тарик Озбек, оказался, наверное, самым законопослушным водителем Турции – в ходе длительной поездки стрелка спидометра его фольксвагена так и не перемахнула через запретный порог скорости.
– Лишиться водительских прав у нас легко, – здраво размышляет он. – Никому ничего потом не докажешь. Тут даже полиция не нужна. Вдоль всей дороги установлены радары и сканирующие устройства. Нарушил правила – система считывает показатели и фотографирует номер машины, в конце месяца получишь штраф. Не оплатишь штраф вовремя – потеряешь возможность пользоваться автомобилем.
Остаться без водительских прав Тарику не по карману: он дорожит своей работой и личным микроавтобусом, который кормит всю семью.
По словам собеседника, современные технологии, внедряемые в Турции, постепенно делают свое дело – аварий и жертв на дорогах стало меньше. Укрепляется и доверие людей к закону – коррупция, процветавшая здесь многие годы, сдает свои позиции.
По такому же пути, как в Турции, развивается автодорожная отрасль и в следующей стране посещения – Иордании. Прогрессу, которого удалось достичь ближневосточному государству, могут позавидовать развитые страны мира. Сделав ставку на раскрутку туристической индустрии, тут не жалеют средств на строительство суперсовременных магистралей.
– А что, у вас действительно пробок никогда не бывает? – спрашиваю у жителя Аммана Мухаммеда Абида. Он живет здесь не один год, много лет проработал в местной полиции, одним словом, "в теме". Мы едем по одной из центральных улиц столицы Иордании, середина дня, автотранспорта повсюду хоть пруд пруди. Машины движутся в столь плотном потоке, что, кажется, только чудом не задевают друг друга.
– Да, с недавних пор особых проблем с передвижением нет, – рассказывает он. – Но так было не всегда. Амман бурно развивается – везде что-то строится, растет число автомобилей. Лет десять назад подход к строительству городских дорог изменился. Теперь они проектируются с учетом современных требований и с использованием передовых технологий.
– Часто ли случаются аварии на дорогах?
– Это, к сожалению, не редкость, но в прежние годы их было больше. Сейчас проблемы решаются довольно быстро, за исключением, разумеется, случаев со смертельным исходом.
Пример Аммана – лучшее доказательство того, что даже многомиллионный мегаполис может избежать заторов. Мой собеседник, конечно, проявил изрядное чувство патриотизма, утверждая, что пробок у них не бывает вообще. Но что стоит пятиминутное ожидание на перекрестке возможности проехать дальше в центре в столицы Иордании, в сравнении с картиной, иногда наблюдаемой на нашем курорте летом?
Заметно разгрузить городские дорожные артерии помогает также …природа. Жаркий климат диктует свои законы: в течение светового дня на улицы Аммана выходят только те, кому это действительно нужно. Настоящая жизнь начинается здесь только с наступлением сумерек. В супермаркетах, кафе и развлекательных заведениях – толпы посетителей.
– Это платная дорога. Она лучшего качества и оборудована как нужно, – рассказывает Аббас Натхо, водитель автобуса, направляющегося в селение Кфар-Кама, расположенное в часе езды от Тель-Авива.
– А как вы оплачиваете услуги по ее пользованию? – продолжаю расспрашивать собеседника.
– Можно купить билет, дающий право длительного пользования магистралью, можно выбрать систему, при которой счет придет на дом. Вдоль трассы установлены сканеры, которые отслеживают передвижение автотранспорта.
На следующий день нас ждал древний Иерусалим. Вечный город, в котором современные кварталы с широкими улицами соседствуют с историческими – перекресток на перекрестке – несмотря на внушительное число машин и тысячи экскурсионных автобусов, тоже умудряется жить без изнуряющих пробок. Движение здесь неспешное, но заторов практически не бывает. Дорогам, построенным в современной части мегаполиса, можно только позавидовать – их создавали на длительную перспективу, с учетом дальнейшего развития города.
– Опасно ли ездить по израильским дорогам? – интересуюсь у Натхо.
– Важно самому определиться, зачем ты садишься за руль, – считает он. – Если для заработка – тут не до баловства, времени на вольности не остается, да и ни к чему это. Любители экстрима встречаются и у нас, но местная полиция спуску никому не дает – система штрафов очень жесткая. Их не удастся избежать никому. Много делается в стране и для профилактики правонарушений. К чему лишние неприятности? Езжай спокойно, по правилам – и никаких проблем. Хотя, естественно, от превратностей судьбы на дороге никто не застрахован…

Анзор НИБО.
Сочи – Стамбул – Амман –
Иерусалим – Тель-Авив – Сочи.
Фото из архива автора.


Печать