Меня тогда так сильно всё впечатлило, что я решил путешествовать по горам только с фото-и видеоаппаратурой, чтобы все могли увидеть, в каком уникальном регионе мы живем. Предпочтение всегда отдавал видеокамере, так как мне больше нравится снимать живую природу в движении. Специально фотографии и видеосъемке я никогда не обучался, но, как выяснилось, мне дано "видеть удачный кадр". В мировом кинематографе и изобразительном искусстве есть немало случаев, когда успешные фильмы снимают и выдающиеся картины пишут люди, не имеющие специального образования. Думаю, что художественное восприятие и видение "удачного кадра" смогло у меня развиться благодаря дедушке и папе, которые были художниками и рисовали местные природные и морские пейзажи.
– А когда проявилась тяга к путешествиям?
– Ещё в детстве. В пять лет родители взяли меня с собой в лес на Мамайке. Пока они жарили шашлык, я исследовал окрестности и самостоятельно вышел на пост ГАИ, где меня задержали бдительные милиционеры и заставили ждать родителей. Что пережили родители, пока меня искали, представить нетрудно. Это был первый опыт моей походной жизни, который в юности я основательно приумножил. Собственно, поэтому после школы я и отправился в Сочинский государственный университет, чтобы получить специальность "гид-инструктор по туризму". Изначально была тяга к путешествиям, в которых я понял, что хочу увиденную красоту показать людям, поэтому и стал брать в походы видеокамеру.
– Что такое в вашем понимании удачный кадр? Насколько сложно работать фотографу в дикой природе?
– Удачный кадр возможен, если оказаться в нужное время в нужном месте. Для фотоудачи должно совпасть много факторов: от наличия сил дойти до вершины горы до хорошей погоды и ветра в нужную сторону.
Приведу в пример одну из недавних моих удачных фотографий "Три медведя". Она была снята, когда медведица с медвежатами переходила из одной долины в другую, чтобы найти место для зимней спячки. В тот день мы долго думали идти или не идти в горы – в итоге пошли. На высоте 2500 метров над уровнем моря оказались уже после обеда, когда от объектов на снег ложились длинные тени. Собственно, по движущейся тени мы и поняли, что кто-то неподалёку передвигается. Разглядывая склон и тени через объектив фотокамеры, распознали группу медведей. У нас хватило сил и времени до наступления темноты подойти поближе к этой троице и сфотографировать их. Многое в тот день совпало, в том числе и то, что ветер дул от медведицы к нам и она нас не учуяла (иначе бы убежала за перевал – и прощай удачный кадр!) На этой высоте температура воздуха была минус 15, и руки сильно мерзли, но кадр был сделан. Получается, фотоудачу предопределил рано выпавший в этом году в горах снег, на котором животных хорошо видно (вряд ли бы мы их заметили на осенней траве).
– Как часто удача вознаграждает вашу целеустремленность?
– Не могу сказать, что часто. Но чтобы фотоудача стала возможной, нужно быть к ней подготовленным. Очень часто трёх– и четырёхдневные походы не приносят желаемого результата. Ни медведя, ни тура, ни какого-то другого зверя не встретишь, если ветер дует от нас в их сторону – звери чуют и прячутся от людей. Кстати, туры – это самые высокогорные животные, которые водятся в районе 3000 метров над уровнем моря, на скалах. Их снять сложнее всего: туры осторожны и чутко реагируют, на этой высоте температура воздуха ниже и ветер сильнее. Но один раз повезло: тур был на северной стороне склона, где много снега. Поскольку сугробы были ему по грудь, он не успел быстро убежать и уходил медленно – мы успели его снять. В большинстве случаев к животным ближе, чем на 100 метров, не подойдешь. А чтобы фотографировать издалека, нужна мощная техника. Поэтому на моих плечах, как правило, рюкзак 20-25 кг, а зимой к ним добавьте ещё и вес снегоступов, чтобы не проваливаться при переходах по заснеженным склонам.
– Где были представлены снятые вами документальные фильмы о природе Кавказского заповедника? И можно ли сегодня их увидеть?
– Когда у меня собралось много видеоматериала, я понял, что можно и нужно из всего этого сделать фильм об уникальной природе сочинского Причерноморья, совмещающей субтропики прибрежной полосы с заснеженными вершинами Кавказа.
Так совпало, что этот объемный материал был собран накануне объявления Сочи местом проведения Олимпиады-2014, на которую со всего мира в город должны были съехаться гости из разных стран мира. Это был шанс! Не только сочинцы, но и многочисленные гости смогли бы увидеть современный фильм о прибрежном и горном кластерах Сочи. В 2007 году мы начали эту работу, в которую были вовлечены различные специалисты Сочинского отделения Русского географического общества, в котором я состою более 12 лет. 45-минутный фильм, озвученный профессиональным диктором, вышел на трех языках перед Олимпиадой-2014 и его смогли приобрести на олимпийских объектах все желающие. Сегодня копия фильма хранится в Музее истории города Сочи.
Этот фильм не единственный. До него мы сделали документальный фильм по книге знаменитого исследователя Кавказа Юрия Константиновича Ефремова "Тропами горного Черноморья". Для этого мы отсняли видеоматериал к его текстам. Собственно, поэтому и использовали название его книги для нашего фильма.
Сейчас думаем над созданием нового фильма, видеоматериал для которого собираем, используя новейшую аппаратуру, активно модернизирующуюся в последнее время. Бесшумные летающие видеокамеры, дроны, позволяют максимально приблизиться к животным в дикой природе и снять их в естественной среде обитания. В центре внимания – флора и фауна родного и горячо любимого сочинского Причерноморья.
– Чем интересна ваша фотовыставка в Зимнем театре?
– Выставка "Дикая природа Западного Кавказа" приурочена к Году экологии, которым в Сочи объявлен 2022 год. На стенах одного из фойе театра размещена 31 работа, на которых зрители смогут увидеть красивые горные пейзажи, животных в дикой природе и людей, посвящающих себя изучению Кавказа. Красота горных вершин Аибги и Псеашхо, Фишта и Каменного столба, чистота высокогорных озер Челипси, Хуко и Безмолвие, грациозность обитателей гор: серны, тура, благородных оленей – смогут оценить все, кто захочет ознакомиться с этой фотовыставкой. Как автору, мне будет интересно узнать мнение зрителей о моих работах. К критике я тоже отношусь положительно и воспринимаю её как повод к действию. Поэтому буду рад отзывам.

Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.