Привычный ход нашей беседы неожиданно был нарушен уже в самом начале. Признаться, ожидал услышать длинный рассказ о том, как юная жительница села Цыпка Шапсугского (ныне – Лазаревский и Туапсинский) района Мариет Шхалахова после окончания школы сделала самый важный для себя выбор, связанный с будущей профессией, осознанно, мол, долго к этому стремилась, мечтала, об ином и думать не могла. На начальном же этапе ее биографии, как выяснилось, ничего героического, что сразу бы задело внимание, не оказалось. Самое интересное начнется, когда она с документами отправится в Майкоп, чтобы, как и многие ее сверстники, поступить в педагогический институт – в ту пору быть учителем было и почетно, и значимо в плане самореализации, ведь именно послевоенное поколение педагогов заложило крепкие основы современной российской школы, а там что ни имя – легенда.
Как раз в этот ответственнейший момент судьба Мариет и совершила тот самый столь причудливый зигзаг. Успешно пройдя все экзамены в пединститут, мысленно уже готовясь к учебе и многолетней работе на учительском поприще, она неожиданно узнает, что вступительные испытания для нее не закончились. Оказавшись в национальной группе, ей предстояло дополнительно выдержать диктант на адыгейском языке. Родная словесность в те годы в школах города Сочи и Туапсинского района не изучалась, а навыков устной речи для столь серьезного экзамена у юной девушки было явно недостаточно. Недолго раздумывая, со слезами на глазах, она забрала документы и сдала их в другое учебное заведение – Майкопский лесной техникум, располагавшийся буквально через дорогу.
– Тогда я и предположить не могла, что не педагогика, а именно лесное дело станет самым главным в моей жизни, – признавалась Мариет Рамазановна. – Но сегодня я даже на секунду не могу себя представить в ином качестве.
Вслед за Майкопским лесотехникумом в ее послужном списке будет Ленинградская лесотехническая академия и аспирантура Новочеркасского гидромелиоративного института, а также почти полвека поистине ударного труда в лесном хозяйстве города Сочи. Из них более тридцати пяти лет в качестве главного лесничего Малокичмайского лесничества.
– Мне, как правило, выбирать не приходилось – работала везде, где это особенно требовалось, – вспоминает Мариет Рамазановна. – Нужно было – возглавляла Лооский экспериментальный лесхоз. Были некоторые проблемы в сочинском Дендрарии – трудилась и там.
В конце 70-х курорт начал активно развиваться, поэтому к озеленению и благоустройству города стали предъявляться более серьезные требования. Тут и возникла главная проблема – острейший дефицит местного посадочного материала. Не хватало и специалистов в этой области. За неполные три года директору Дендрария Мариет Рамазановне, к тому времени уже ставшей Коблевой, и ее коллегам – руководителю Кавказского филиала ВНИИЛМ Виктору Степановичу Халявко, старшим научным сотрудникам Семену Васильевичу Бучману, Ольге Тихоновне Истратовой, Леониду Гордеевичу Король и другим – удалось с блеском решить поставленную задачу. Увеличились не только объемы выращивания столь необходимых в Сочи декоративных растений и кустарников, но и значительно расширен их ассортимент. На тот момент он насчитывал уже 160 видов.
Вскоре она вернулась в родное Малокичмайское лесничество. Работы, естественно, хватало и здесь. Под руководством Коблевой в Головинке в числе первых в Сочи было создано школьное лесничество. Опыт и результаты совместной деятельности специалистов-лесоводов и детей были столь успешными, что получили широкое распространение не только в масштабах города, но и во всесоюзном. В 1973 году Мариет Рамазановна в качестве делегата принимала участие во Всесоюзном съезде учителей, проходившем в Москве.
– Многое из практики прошлых лет ныне незаслуженно забыто, – считает Коблева. – В те годы наш опыт действительно считался передовым. Судите сами: благодаря труду в лесничестве, молодежь не только приобретала важные навыки работы, но и получала бесценные практические знания по краеведению, имела возможность лично познакомиться с богатейшей флорой и фауной черноморского побережья, а это значительно эффективнее, чем просто рассматривать картинки в учебниках или обычные занятия в школьной лаборатории. Мы вместе сажали деревья, выращивали саженцы, ухаживали за лесом, наблюдали за плодами нашего сотворчества.
Помимо всего прочего, за непростой труд в период школьных каникул дети получали свои первые заработанные деньги, а это, как известно, тоже немаловажный аспект в воспитании подрастающего поколения.
Само лесничество всегда было на хорошем счету, коллектив опытный, трудолюбивый.
– Помимо пристального внимания, которое традиционно уделялось местным породам деревьев и кустарников, в первую очередь, конечно, каштану, как гордости Черноморского побережья Кавказа, мы активно занимались распространением у нас редкого, порой экзотического для субтропиков посадочного материала, – рассказывала в одну из наших бесед Мариет Рамазановна. – Например, в свое время на территории лесничества нам удалось заложить более 500 гектаров ценнейших хвойных и лиственных пород. Более того, у нас было сосредоточено почти 57 процентов мирового фонда ценных пород хвойных деревьев!
Результаты коллективного труда сотрудников лесничества были столь уникальны для своего времени, что сюда даже привозили на экскурсии зарубежные делегации – ученых из США, Германии, Румынии, Болгарии и Кубы, искренне удивлявшихся увиденному. Несколько лет в Головинке существовал специальный туристический маршрут: местные жители и гости курорта в сопровождении квалифицированного экскурсовода с удовольствием пешком ходили по лесу, знакомясь с богатейшей природой Причерноморья.
– Важно относиться к делу, которым занимаешься, искренне, душевно, – считает заслуженный лесовод России Мариет Коблева. Она уже несколько лет на пенсии, но в свои восемьдесят шесть является одним из старейших ветеранов этой отрасли нашего города. – Трудно поверить, но нам удавалось достичь максимального уровня приживаемости саженцев – 99,9 процента! Каждый работник лесничества осознавал высочайшую ответственность за результаты своего труда – отсюда и успехи. Но главное – достичь гармонии. С природой и самим собой.

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.