Пожалуй, каждый представитель старшего поколения причерноморских адыгов на вопрос о том, имена каких гармонистов он знает, легко назовет пару десятков фамилий исполнителей из разных аулов. В те времена свадьбы, всенародные праздники и молодежные вечеринки были единственными развлечениями на селе. Тогда фестивалей "Звучи, адыгская гармонь!", многие годы проходивших на сцене Лазаревского центра национальных культур, конечно, еще не было. Но дружеские соревнования – чьи музыканты лучше – проводились. Аулы гордились своими гармонистами.
Наряду с именем представителя аула Хаджико Махмуда Шагуджева, изрядно обогатившего народную музыкальную культуру, стоит несколько имен и из Большого Кичмая – Рамазан Хурум, Аслан Тутарищ и Рамазан Нибо. Вот почему организаторы третьего по счету фестиваля народной инструментальной музыки "Звучи, адыгская гармонь!", состоявшегося в апреле 2005 года, "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов и Центр адыгской культуры Лазаревского ЦНК решили посвятить памяти Рамазана Хурума – знаменитого на побережье музыканта-виртуоза.
Рамазан Бакирович Хурум ушел из жизни в 1999 году в возрасте 75 лет. В неполные восемнадцать лет, в 1942 году, Рамазан добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях на Кубани, освобождал Польшу, Румынию, Чехословакию, в составе своего стрелкового полка форсировал реку Одер. Награжден боевыми орденами и медалями. Четырежды был ранен. Один из осколков вражеского снаряда, засевший в легком, из-за невозможности проведения хирургической операции по его удалению, фронтовик проносил до конца жизни, как ноющее болью напоминание о военном лихолетье. Этот же осколок и оборвал спустя много лет после Дня Победы его славную и честную жизнь…
Родные ветерана вспоминают, что играть на гармони он начал еще в детстве. А на то, чтобы постоянно совершенствовать свое исполнительское мастерство, его вдохновил самый дорогой для любого гармониста подарок – в 50-е годы свой инструмент Рамазану подарил знаменитый музыкант из адыгского аула Афипсип Ибрагим Джамирзе. После этого в жизни Хурума были и другие любимые инструменты, которые по специальному заказу делал потомственный мастер из города Курска Иван Федорович Столбов – его имя помнят многие адыги. В разные годы он неоднократно приезжал в Сочи и Туапсинский район, чтобы лично познакомиться с местными музыкантами.
Стиль Рамазана Хурума, по отзывам специалистов, в числе которых известный исследователь музыкальной культуры адыгов Алла Соколова, был гармоничным и самобытным.
Говорят, он один из немногих исполнителей того времени в совершенстве владел сложнейшими приемами игры. Например, удерживая гармонь на весу, на вытянутой руке, продолжал играть до тех пор, пока меха медленно опускались до земли…
В разные годы музыку в исполнении Рамазана Бакировича записывали исследователи из Краснодара, Майкопа, Нальчика. Одна такая уникальная запись, сделанная родными гармониста и сохранившаяся до настоящего времени, относится к осени 1949 года.
Примечательно, что Рамазан Хурум, вся трудовая жизнь которого была связана с местным совхозом, стал основателем большой музыкальной династии – его дело продолжили сын Руслан, тоже гармонист, и внук Аслан. Внучка Людмила окончила музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института (ныне – Адыгейский госуниверситет), работает преподавателем, возглавляет сельский дом культуры в ауле Малый Кичмай. С отраслью культуры долгое время была тесно связана и супруга Руслана Рамазановича – Шамсет, многие годы руководившая сельским клубом в Большом Кичмае.
Это большая и уважаемая семья богатая на таланты. Представители творческой династии Хурум, а также их многочисленные юные воспитанники, успешно выступали на городских, региональных и всероссийских конкурсах, а также крупных фестивалях, неоднократно награждались почетными грамотами и дипломами лауреатов. И продолжают много трудиться. Так их учил глава фамильного рода Рамазан Бакирович Хурум, память о котором жива даже спустя годы.

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.