– Владимир Сергеевич, вы возглавляете один из крупных и социально ответственных департаментов. Какими были итоги прошлого года?
– К успехам прошлого года можно отнести приобретение (на условиях софинансирования) 30 комфортабельных низкопольных автобусов большого класса марки ЛИАЗ, которые переданы в оперативное управление МУП г. Сочи "Сочиавтотранс". Новый транспорт безопасен, комфортен и доступен для маломобильных граждан, здесь работает современная система климат-контроля, в каждом автобусе установлено по пять видеокамер для контроля водителем ситуации в салоне, еще три камеры работают на внешней стороне. Важное отличие новых автобусов – их экологичность. Кроме того, они оснащены современной системой пожаротушения и предотвращения возгорания.
Также в настоящее время на маршрутах курорта проходит испытание автобус МАЗ-303065. Сочи первый в России город, в котором пассажиры могут оценить данное транспортное средство. Его характерная особенность – обеззараживание воздуха в салоне с помощью ультрафиолета. Система, способная уничтожать до 98,9 % вредных вирусов, абсолютно безопасная для пассажиров, так как ультрафиолетовые лампы помещены в защитные корпуса. Согласитесь, очень хорошая опция в условиях нынешней эпидемиологической обстановки.
– Кстати, о пандемии. Повлияла ли она на пассажиропоток?
– Безусловно. Если в 2019 году транспортом общего пользования было перевезено 75 миллионов человек, то в 2020 – около 56 миллионов. Пассажиропоток сократился почти на 20 миллионов, что весьма существенно. В прошлом году по просьбе жителей были внесены изменения в схему движения маршрута № 8 ж/д вокзал Мацеста – ул. Аллея Челтенхема (ост. Новая Мацеста) – ул. Видовая, 33. Теперь этот автобус заезжает на улицу Фурманова, где также проживает значительное количество жителей микрорайона Мацеста. Кроме того, появились новые маршруты: № 10 пер. Вишневый, 85Б – ул. Крымская; № 12 ул. Я. Фабрициуса, 4 – Мамайка (пост ГИБДД); № 17 к/т "Юбилейный" – ТРЦ Моремолл – ж/д вокзал Сочи – ул. Виноградная – к/т "Юбилейный" (кольцевой); № 18 ост. к/т "Аэлита" – ул. Транспортная – ул. Я. Фабрициуса – ТРЦ Моремолл.
– Владимир Сергеевич, 15 марта на курорте в рамках национального проекта БКАД начался ремонт одной из основных транспортных артерий центра – улицы Горького. Несмотря на то, что информация заранее была опубликована и на официальном портале курорта, и в ваших аккаунтах, многие оказались не готовы к смене привычного маршрута. Как долго продлится ремонт?
– Улица Горького действительно является одной из самых загруженных, ее ремонт вызовет определенные затруднения в движении. Локальные ограничения на проезд и парковку транспорта необходимы для соблюдения технологии производства работ. Для того чтобы ускорить процесс, подрядчик планирует вести работы в круглосуточном режиме и закончить к началу летнего курортного сезона. На ремонтируемом участке протяженностью более 1600 метров дорожники проведут срезку изношенного слоя покрытия, устранят просадки и выбоины, частично заменят бордюрный камень, выполнят устройство выравнивающего слоя из мелкозернистого асфальтобетона и нижнего слоя из крупнозернистого асфальтобетона, затем выполнят верхний слой из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона. После укладки асфальта на объекте нанесут дорожную разметку и установят знаки в соответствии с разработанной схемой организации дорожного движения.
– А сколько всего улиц планируется отремонтировать в этом году в рамках БКАД?
– Реализация национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 2021 года стартовала в Сочи досрочно в прошлом году. В этом году в планах муниципалитета отремонтировать еще 49 улиц. Из них на текущий момент работы начаты на 26 объектах, на восьми завершены основные работы по ремонту дорожного полотна.
В общей сложности в 2021-2023 годах в рамках проекта на территории города планируется ремонт более 100 километров автомобильных дорог общего пользования местного значения. Объем привлеченных средств федерального и краевого бюджетов на эти цели составит более 1,9 миллиарда рублей.
Кроме того, в 2021 году планируется выполнить ремонт автомобильных дорог по улице Тимирязева и по переулку Виноградному общей протяженностью более двух километров. Но эти работы будут проводиться уже в рамках государственной программы "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" на условиях софинансирования.
– Владимир Сергеевич, знаю, что у департамента есть горячая линия по работе общественного транспорта. Много звонков поступает? На что чаще всего жалуются пассажиры?
– Да, на курорте функционирует единая горячая линия по транспорту: 264-26-56 и 8-918-655-2-655, куда поступают устные обращения и SMS-сообщения от пассажиров. Мы стараемся оперативно реагировать на них.
В 2020 году принято и отработано более 6 500 устных обращений. Чаще всего спрашивают о тарифах, стоимости проезда, пути следования и расписаниях движения автобусов на маршрутах, а также жалуются на нарушения водителями ПДД, правил перевозки пассажиров, особенно льготных категорий граждан. Все материалы, поступающие на горячую линию, анализируются и направляются на автопредприятия для принятия мер по устранению нарушений.
Также в помощь пассажирам есть мобильное приложение "Транспорт.Сочи" и одноименный интернет-портал, которые позволяют отследить все автобусы на линии, а также дают полную информацию о компании-перевозчике и обслуживаемых маршрутах. В режиме реального времени можно посмотреть, где находится автобус, когда подъедет к остановке. Также можно осуществлять поиск маршрута по номеру или наименованию.
– Кстати, о расписании. На многих остановках работают электронные информационные табло. Это действительно удобно: не нужно гадать, скоро ли придет нужный автобус. Но такие помощники есть не везде. Планируется ли расширить зону покрытия?
– Электронные информационные табло на остановочных пунктах – еще один элемент системы общественного транспорта, без которого невозможно представить современный город. На территории муниципального образования установлено 167 электронных информационных табло, преимущественно на основных остановочных пунктах. Дополнительный монтаж оборудования пока не планируется.
– Недавно администрация курорта анонсировала масштабные изменения в транспортной логистике в центральной части города. Можно узнать об этом подробнее?
– Сегодня прорабатывается возможность реализации проекта организации пешеходной зоны в центре Сочи. Согласно замыслу, улицы Несебрская, Войкова, Поярко, Кооперативная и переулок Электрический могут стать новым общественным пространством для прогулок и отдыха.
Проектом предусматривается масштабная реорганизация транспортной системы центральной части курорта. Так, на перекрёстке у главпочтамта, соединяющего автомобильные потоки четырех оживленных улиц курорта, предлагается организовать кольцевое движение транспорта. В пределах перекрестка курсируют многочисленные экскурсионные автобусы и 29 маршрутов общественного транспорта. Также на этом узком участке дороги находится наземный пешеходный переход, который соединяет административный центр города с набережной и другими объектами курортной инфраструктуры. Еще при подготовке к Олимпийским играм в Сочи здесь планировали построить подземный переход, однако в окончательный проект он не вошел. Сегодня мы предлагаем вернуться к этой идее и оборудовать на данном участке два новых подземных пешеходных перехода.
В районе Платановой аллеи рассматривается перспектива расширения дорожного полотна с оборудованием дополнительного заездного кармана для общественного транспорта. А в районе Пролетарского подъёма Курортный проспект, возможно, соединим новым участком дороги с улицей Орджоникидзе.
Осуществление такого важного для развития туристического потенциала Сочи проекта позволило бы полностью освободить от транспорта и сделать прогулочным центр курорта, но его осуществление требует комплексного подхода. После завершения натурных исследований, компьютерного моделирования транспортных потоков, проведения изыскательских работ будет рассмотрена возможность его реализации в полном объеме.
Для нас главное – сделать Сочи удобным курортом как для пешеходов, так и для тех, кто передвигается на общественном и личном транспорте. Поэтому мы отрабатываем все варианты на пути к достижению этой цели.

Беседовала Елена МОСКАЛЕВА.