Мелодия сочинского вокзала

Душкин_2.jpg10 сентября исполняется 70 лет со дня торжественного открытия в 1952 году здания сочинского железнодорожного вокзала, автором которого является выдающийся советский архитектор Алексей Николаевич Душкин.

У города-курорта Сочи разные "ворота": кто-то летит сюда на самолете, кто-то добирается морем, для кого-то удобным окажется автобус. Но основной поток связан с железной дорогой. И здание вокзала с башней с часами вот уже семь десятилетий является одним из узнаваемых образов Сочи. В коллекции Музея истории города-курорта Сочи несколько десятков открыток, фотографий и предметов сувенирной продукции с видами вокзала.

Автор вокзала – архитектор и градостроитель, лауреат трех Сталинских премий Алексей Николаевич Душкин (1904-1977). На протяжении жизни он работал во всех областях архитектуры, особо следует отметить сферу транспортного строительства – Душкин внес новаторский вклад в метростроение, став создателем подземной урбанистики. Станции Московского метрополитена, спроектированные мастером, такие как "Маяковская", "Автозаводская", "Площадь Революции", "Новослободская", относятся к числу самых известных и красивых.
В конце 1940-х годов Алексею Николаевичу Душкину было поручено проектирование трех железнодорожных вокзалов нашей страны: в Днепропетровске, Симферополе и Сочи. Архитектор с большой увлеченностью взялся за создание проектов, в том числе сочинского вокзала. Как вспоминала его жена Т.Д. Душкина, "и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора".
Однако особенности реализации проекта стоили Душкину немало душевных и моральных сил. Во-первых, Сочи являлся воротами всего Черноморского побережья. Во-вторых, поблизости были дачи Сталина и других руководителей страны. Проект утверждался не только в Министерстве путей сообщения, но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, в Центральном Комитете Коммунистической партии, и наконец, был показан Сталину.
Во время строительства многие архитекторы, как вспоминала Т.Д. Душкина, которые отдыхали в доме творчества в Гаграх, специально ездили в Сочи, чтобы посмотреть на возводимый вокзал и все в один голос утверждали, что здание должно быть прекрасным. "Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как, будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт", – замечала Тамара Дмитриевна.
Именно с особенностью юга и Кавказа, связано, вероятно, и использование знаков созвездий в оформлении башенных вокзальных часов. Географические особенности позволяют увидеть здесь не только созвездия северного полушария, но и частично южного. Поэтому число видимых созвездий гораздо больше, чем на остальной территории нашей страны. Темные южные ночи, когда не было засветки современной инфраструктуры, позволяли в полной мере любоваться звездным великолепием. Часы – неотъемлемый атрибут вокзалов, "звездные", наверное, не только свидетельствуют о южных особенностях, а словно напоминают нам о бренности нашей суеты. Не призыв ли это к нам почаще думать о вечном?
И хотя впоследствии в силу специфики быстро меняющихся ориентиров политики в области архитектуры Сочинскому железнодорожному вокзалу суждено было сыграть в определенной степени трагическую роль в творческой жизни автора (в 1955 году вышло знаменитое хрущевское постановление об архитектурных излишествах), как архитектурное произведение он оставался для Душкина в числе дорогих сердцу. Поэтому в середине 1990-х годов вдова архитектурного гения Тамара Дмитриевна Душкина с радостью откликнулась на возможность поделиться воспоминаниями и рядом предметов с сотрудниками Музея истории города-курорта Сочи. Материалы, посвященные архитектору и строительству вокзала, неизменно привлекают внимание посетителей музея.
Среди воспоминаний Т.Д. Душкиной можно прочесть и один эпизод, когда в начале марта 1977 года Алексей Николаевич, имея несколько свободных дней, собрался и поехал на юг. В последнее время до него стали доходить слухи, что железнодорожники небрежно относятся к зданиям выстроенных им вокзалов. Вокзалом в Сочи Душкин остался доволен – тот был ухожен, чувствовались забота и внимание. Это было словно прощание со своими архитектурными "детьми", осенью он умер…
Алексей Николаевич Душкин любил проводить параллели между музыкой и архитектурой. Во время работы часто просил жену-пианистку сыграть то или иное произведение. Классическая музыка вдохновляла его на создание своих архитектурных творений. Например, в станции московского метро "Маяковская" слышатся стальные звуки первого фортепьянного концерта Сергея Прокофьева. К сожалению, мы не узнаем, какая музыка вдохновила Душкина на создание образа сочинского железнодорожного вокзала. Однако он действительно музыкален. И, чуть замедляя шаг, если мы не опаздываем на поезд или не тянем за собой тяжелый чемодан, у нас возникает восторг от красоты и уюта южных двориков и открытых галерей, вида изящной башни с удивительными часами… И тогда в душе звучит музыка встреч и расставаний, музыка дальних и ближних дорог.
Татьяна Санникова, старший научный сотрудник
Музея истории города-курорта Сочи.


Печать