Священные понятия и чувства

Общество Просмотров: 330

anz1.jpgВ отечественном календаре, чрезвычайно богатом на разного рода знаменательные и памятные события, есть особые праздники – общечеловеческие, дорогие и близкие всем без исключения. В их числе, безусловно, – День матери, отмечаемый в последнее воскресенье ноября.
Для многих народов понятия "мать", "родина", "вера", "земля предков" и "родной язык" являются однокоренными.

Привычные расхожие выражения "Культура вне границ" и "Культура сближает народы" для народного артиста Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Северной Осетии-Алании Черима Нахушева имеют особенно глубокий смысл. Опыт выступлений на эстраде у него колоссальный, в богатом репертуаре артиста – сотни народных и современных авторских песен, он много гастролирует в регионах России и за рубежом. Главные темы творчества – Черим поет на самых разных языках – понятны любому без перевода: любовь к Родине, простые человеческие чувства, красота земли предков, добрые взаимоотношения между людьми. Достаточно хорошо знают Нахушева и в Сочи. Популярный исполнитель из Нальчика, являющийся лауреатом многих престижных всероссийских и международных премий, конкурсов и фестивалей, – минувшим летом по приглашению организаторов он пел на "Славянском базаре" в Витебске. Не раз выступал на крупных сценических площадках главного курорта страны: в качестве специального гостя он приезжал на съезды общественной организации "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов в поселке Лазаревское, давал сольные концерты в Центре национальных культур, принимал участие в культурной программе Зимних Олимпийских игр 2014 года. Здесь у него много друзей и почитателей таланта.
– В 2006 году в Москве я выпустил очередной музыкальный альбом, – рассказал в одной из бесед с корреспондентом "НС" Черим. – Для любого музыканта это событие, безусловно, значимое, волнительное, для меня оно стало поворотным в творческой карьере. И вот почему…
Новая работа популярного исполнителя привлекла широкое внимание публики не только своим разнообразным музыкальным материалом, что, впрочем, всегда отличает Нахушева, умеющего гармонично сочетать народные мотивы и современные мелодии с искрометной импровизацией на адыгских национальных инструментах. Всеобщий интерес к альбому талантливого певца, обладающего уникальными вокальными данными, подогревал необычный факт – в записи одной из композиций принял участие легендарный музыкант из Армении Дживан Гаспарян, на протяжении многих лет считавшийся самым виртуозным исполнителем игры на дудуке – деревянной флейте. Широкую известность на Западе Гаспарян получил благодаря работе над саундтреками к популярным голливудским фильмам, в частности, "Последнее искушение Христа", "Гладиатор", "Русский дом" и "Ворон". Он – обладатель престижных международных званий и наград, автор ряда альбомов с мелодиями собственного сочинения и армянской народной музыкой. Будучи гражданином Армении, Гаспарян, проживший большую, богатую на события жизнь, – его не стало в июле прошлого года в возрасте 93 лет – был родом из Советского Союза, чем всегда особо гордился.
– Буквально за год до выхода этого альбома я потерял самого дорогого мне человека – маму, скоропостижно ушедшую из жизни, – вспоминал Черим Нахушев. – Во многом благодаря ей я еще в детстве увлекся музыкой и смог добиться всего, что сегодня имею. В соответствии с адыгскими обычаями я строго придерживался траура, поэтому весь творческий процесс работы над музыкальным материалом, запись которого шла в Москве, естественно, пришлось приостановить. Тогда, в самые тяжелые для меня дни, я даже не помышлял о том, что смогу когда-нибудь снова петь и выходить на сцену.
В один из дней в дом Нахушевых зашла бывшая классная руководительница Черима. Женщина, которую искренне уважают в этой семье, рассказала воспитаннику свой сон, приснившийся ей накануне ночью, который, как считала она сама, обязательно должен стать пророческим. Ей приснилась мама Черима, Раиса, попросившая подругу убедить сына, чтобы после окончания траура он обязательно вернулся к любимой работе. "Пусть свое первое выступление перед зрителями он непременно начнет с песни, посвященной матери. Не обязательно мне – всем матерям…", – таково было её завещание.
В тот же вечер Черим, потрясенный услышанным, начал набрасывать слова будущей песни. Вскоре к работе подключился известный в Кабардино-Балкарии композитор Анзор Хаупа, ставший автором музыки к песне.
– Уже в Москве, работая в студии над записью альбома, я поинтересовался у ребят-музыкантов, какой из инструментов может душевно передать чувства человека, пережившего настоящую личную трагедию в жизни, – продолжает рассказывать Черим. – Кто-то из них сказал, что слышал как-то звуки армянского дудука, пронизывающие до глубины души. Назвали при этом фамилию Гаспаряна (на тот момент музыканту было 78 лет) – лучшего исполнителя музыки на этом инструменте, но скептически добавили при этом: заполучить его согласие на участие в записи – шансов нет никаких. Многие говорили, что и с финансовой точки зрения реализовать данный проект практически нереально.
Недолго думая, но в некоторых сомнениях, Черим все же начал искать возможности связаться с Дживаном, и вскоре нашел его телефон. Первый звонок Нахушева застал Гаспаряна в далекой Америке.
– Заметно волнуясь и извинившись за беспокойство, я рассказал Дживану Арамаисовичу о том, что я – малоизвестный молодой певец из России, с Кавказа, что хочу записать песню, которую посвятил своей покойной матери и был бы очень счастлив, если он согласится поучаствовать в ее записи в Москве, – вспоминает Черим.
Гаспарян, много и активно гастролировавший по всему миру, работавший только с ведущими музыкальными коллективами и великими звездами, сделал неожиданную паузу в разговоре. "Сынок, – сказал затем он, – ты можешь напеть свою мелодию? Я хочу её послушать".
Черим, в трепетном голосе которого в эту минуту можно было услышать самые разнообразные чувства, переполнявшие его сердце, спел первый куплет песни. Затем – снова пауза в телефонной трубке. "Знаешь, сынок, эта мелодия тронула меня до слез, – по-отечески доверительно произнес с дрожью в голосе Гаспарян, – я обязательно приеду в Москву".
Не веря своему счастью, Нахушев начал готовить визит маэстро в столицу. Спустя некоторое время, на второй его звонок Дживан ответил, уже будучи в Греции, в третий раз, непосредственно перед приездом в столицу, он был в родном Ереване.
anz2.jpgСвое обещание известный музыкант с честью выполнил. В Москве он провел всего несколько часов, записал собственную партию для будущей композиции Черима и уехал. До последнего дня своей жизни Дживан Гаспарян жил только музыкой, язык которой понятен всем, поэтому не знает границ, этнических и религиозных условностей. Мастер, сердцем созвучный многострадальному дудуку, нашел в песне своего молодого адыгского друга главную ноту, сближающую людей, – безграничную любовь к матери, искренность и желание делать добро, ведь именно эти ценности закладываются в нас нашими родителями, желающими, чтобы дети обязательно были счастливее их самих.
– А во что обошлось вам согласие Гаспаряна принять участие в записи? – поинтересовался я у Черима, прикидывая в уме, что сумма эта, учитывая всемирную популярность маэстро, оказалась никак не меньше цифры с четырьмя нулями в долларовом эквиваленте.
– Дживан Арамаисович – его, к сожалению, уже нет с нами – вообще отказался говорить со мной о деньгах. Такие понятия как "родина", "мать", "вера", для него были священными, а потому не продаются и не покупаются, – признался Нахушев. – Более того, в знак дружеского расположения он подарил мне совершенно новую мелодию собственного сочинения с правом использовать ее в своем новом альбоме. Поначалу я был искренне поражен, а после нескольких минут общения с этим уважаемым старейшиной убедился, насколько он искренен в своих словах и поступках. Неужели такое еще бывает в наше время?
Тот альбом Черима Нахушева сразу стал популярным. Среди двух десятков песен на нем звучит главная – "Мама", исполняемая на родном адыгском языке. Сам певец убежден, что его мысли и чувства, в которых заключена безграничная любовь к матери, выражены не столько в словах, сколько в потрясающе пронзительной музыке этой композиции. Особенно великолепен здесь дудук – тонкий, трепетный, способный радоваться и плакать, жить и творить…

Анзор НИБО.
Фото из открытых источников.

Печать