Геннадий Иволга: "Моя жизнь посвящена культуре Кубани"


иволга_на_сайт1.jpgСвой 75-летний юбилей 12 июля отпразднует один из опытнейших сотрудников Зимнего театра, заслуженный работник культуры Российской Федерации Геннадий Иванович Иволга. Сочинскому театру он посвятил 17 лет своего профессионального пути: в своё время он был его 16 директором – ныне является главным специалистом эксплуатационной службы. Его бесценный опыт эффективного хозяйственника до сих пор востребован у более молодого поколения управленцев. К практическим советам более опытного наставника и прислушиваются, и следуют им. В 2017 году Геннадий Иванович был удостоен медали "За безупречную службу городу Сочи" – эта награда по сложившейся традиции ему торжественно вручена лично мэром. В преддверии юбилея мы поинтересовались у юбиляра секретами эффективной самореализации, личного и профессионального долголетия.

– Геннадий Иванович, было ли в вашем детстве то, что предопределило вашу профессиональную судьбу?
– Родился я на хуторе Школьном, расположенном вблизи города Армавира в крестьянской семье. Из всей родни, о которой знаю, непосредственное отношение к искусству имел один из братьев моей бабушки. Федот Андреевич пел в царском Кубанском казачьем хоре и на память знал многие уникальные народные песни. К сожалению, я только в институте культуры осознал их ценность и решил записать, но, приехав на каникулы, уже не застал деда в живых. Первая книга, которую нам читала мама при свете керосинки (тогда на хуторе электричества еще не было), называлась "Герой нашего времени". Гораздо позднее я узнал, что автор памятной книги детства – великий русский поэт Михаил Лермонтов. Мама, прививавшая нам любовь к чтению, к сожалению, очень рано ушла из жизни... В детстве у меня было два больших увлечения, которым я посвящал всё свое свободное время: спорт и художественная самодеятельность. Второе в итоге и определило профессиональную судьбу.
– Какой профессиональный опыт вы получили до переезда в Сочи?
– Сразу после школьного выпускного вечера ушел в армию. А когда после службы, в 1968 году, вернулся в родной совхоз, мне предложили возглавить местную комсомольскую организацию. Но, когда пришел трудоустраиваться официально, директор совхоза с порога заявил: "Принимай новый Дом культуры!". Мне был 21 год, когда судьба определила мой профессиональный путь и я пошел по нему…
На следующий год поступил в Краснодарский государственный институт культуры на театральное отделение культпросветфакультета. Окончил его с отличием в 1973 году и уже дипломированным специалистом вернулся в ДК. Вскоре был приглашен на должность заместителя директора Дворца культуры Армавира, а спустя время, в 1975 году, – на работу в краевой центр народного творчества в Краснодаре. Карьерный рост требовал профессионального совершенствования, и в конце 70-х годов поступил в ГИТИС имени Луначарского на отделение экономики и организации театрального дела театроведческого факультета. Я был первым из Краснодарского края, кто поступил и успешно окончил этот факультет престижного вуза. Благодаря этому вскоре после поступления в ГИТИС стал заместителем директора Краснодарского краевого театра кукол. Но эта должность была номенклатурой крайкома партии – через четыре года там вспомнили, что я не член партии, в связи с чем перевели на должность директора Краснодарского краевого театра народного творчества.
– За 15 лет вы прошли путь от директора Дома культуры станицы Прикубанской до директора краевого театра народного творчества в Краснодаре. Насколько он был сложен?
– Организуя народное творчество Кубани, я вникал в детали – на практике учился тонкостям профессии. Подчеркну, самодеятельное творчество на Кубани всегда было на высоком уровне. Краевой театр народного творчества активно занимался организацией гастролей самодеятельных коллективов, уровень которых был достаточно высок и они пользовались зрительским успехом. Это обстоятельство вызывало даже некоторое неудовольствие профессиональных коллективов. Но нас поддерживали в краевом управлении культуры, а завистникам советовали более уважительно относиться к энтузиастам самодеятельного народного творчества, не пренебрегать крупицами их сценического опыта.
– Полагаю, в вашей практике были и такие случаи, о которых спустя годы вы вспоминаете с улыбкой?
– Да, конечно, случалось и такое. В советские времена проводилось множество фестивалей различных уровней, нацеленных на повышение исполнительского мастерства конкурсантов, представляющих народное творчество. В моей памяти остался курьез, произошедший на смотре художественной самодеятельности в Староминском районе. Заведующий районным отделом культуры Соколов, как говорят в народе, "без всякой задней мысли", объявляя состав краевого жюри, назвал их фамилии: председатель жюри, директор краевого научно-методического центра народного творчества – Ворона, директор театра народного творчества – Иволга, заведующий отделом краевого центра народного творчества – Соловьев и методист этого же центра – Чибисов. В итоге в зале раздался хохот. А за нашими спинами один из казаков сделал громогласный вывод: "О це какое-то гнездо собралось – и судят наших!"
– Когда и в связи с чем переехали в Сочи? Как здесь складывалась карьера?
– В профессиональной судьбе каждого из нас однажды наступает период, требующий осмысления и определенных действий. Со мной это произошло в Краснодаре – я понял, что надо что-то менять в жизни. К тому времени мой друг из Сочи – режиссер, преподаватель училища искусств Илья Радченко – не раз предлагал переехать в город-курорт. В 1987 году, получив приглашение на должность директора Центрального клуба "Строитель", я решился. Немаловажную роль сыграло то, что ГлавСочиСпецстрой, к которому относился клуб, гарантировал мне жилье в городе. Поначалу все складывалось хорошо: работа в знакомой отрасли, малосемейка, постановка в очередь на квартиру. Но последовавший вскоре развал Советского Союза, а затем и ГлавСочиСпецстроя, обусловил массу проблем: клуб вошел в коммерческую структуру, а дом, в котором я должен был получить квартиру, так и не был достроен.
Вскоре благодаря приглашению Аллы Ивановны Юневич, заведующей отделом культуры администрации Центрального района города, я занял должность инспектора отдела культуры. Затем работал в управлении культуры администрации города, вновь вернулся в Центральный район уже заведующим отделом культуры. В этот период получил звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".
– 90-е годы – это, видимо, особая страница вашей профессиональной биографии?
– Эти годы были нелёгкими для всей нашей страны. Выживали и зарабатывали, кто как мог. Я с благодарностью вспоминаю творческих работников Центрального района, которые в тот сложный период не бросили свои коллективы и не ушли в челночники. Эти энтузиасты сохранили достигнутое и приумножили творческий потенциал района. Именно в этот период увеличилось количество коллективов, получивших звание "Народный" и "Образцовый".
– Таким образом, в Зимний театр вы пришли, зная отрасль городской культуры не понаслышке? Какие задачи Вам пришлось решать?
– В конце 2004 года директор Сочинской филармонии Александр Васильевич Трошев пригласил меня на работу в качестве заместителя. Придя в Зимний театр в феврале 2005 года, сразу включился в процесс реконструкции здания. Позднее я исполнял обязанности директора Сочинской филармонии. Это был не самый простой период: уже было известно, что Сочи – будущая олимпийская столица, которую ждут кардинальные преобразования. Моя главная цель на этом посту была бережно сохранить все то, чем к тому времени обладал Зимний театр, вписав его в процесс предстоящего олимпийского обновления. И по сей день в мои обязанности входит решение технических вопросов организации.
– Насколько ваш профессиональный успех обусловлен поддержкой близких? Стала ли семья вашим оплотом?
– Переезд в Сочи коренным образом изменил мою жизнь – именно здесь у меня сложилась семья. Жена подарила мне сына Александра. Имея хорошие вокальные данные, он в свое время окончил Сочинский колледж искусств по классу академического вокала, но не захотел остаться в этой профессии. Освоив менеджмент в Гуманитарной академии и информатику в Российском университете дружбы народов, сегодня трудится в ООО "Сириус ИТ". Вокальное увлечение перешло в разряд хобби, и в свободное время он солирует в сочинской рок-группе.
Семья – моя поддержка и опора. Как гласит восточная мудрость, счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Я рад, что моя жизнь подтверждает эту истину!
Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.


Печать