– Матевос Сепович, что побудило Вас в детстве заняться музыкой?
– В детстве мне пришлось выбирать между музыкой и классической борьбой, которой я начал заниматься гораздо раньше, чем музыкой. В нашей большой армянской семье всегда пели: у мамы был очень хороший голос, и она часто пела, занимаясь хозяйством. Вероятно, я от нее и унаследовал вокальные способности. Пошел в детскую музыкальную школу № 2 в 11 лет, причем изначально меня определили в класс аккордеона к педагогу Евгению Александровичу Ежикову. Но с аккордеоном пришлось расстаться из-за проявившихся врожденных проблем с позвоночником. Педагоги, видя мои способности, предложили мне перейти на вокал.
В общеобразовательной школе № 10, а мы жили тогда на Мамайке, я постоянно участвовал в вокальных конкурсах – в то время частыми были конкурсы патриотической песни. Учитель музыки снимал меня с уроков на репетиции, что очень радовало! С пением у меня всегда получалось намного лучше, чем с учебой. После окончания школы, получив аттестат зрелости и военный билет из-за состояния здоровья, стал думать, какую профессию получать. И тут судьба мне улыбнулась. В 1981 году моя классная руководительница Анна Филипповна Минтюкова при встрече с мамой сказала, что у нее гостит профессор из Казанской консерватории. Это был шанс, который нельзя было упускать. В общем, Светлана Назибовна Жиганова прослушала меня в Сочи и, оценив мои вокальные данные, посоветовала приехать учиться в Казань.
– И Вы, получив приглашение, сразу же отправились в Казанскую консерваторию?
– Не сразу. В те времена для поступления в консерваторию было мало аттестата музыкальной школы, а среднего профобразования у меня не было. Поэтому решил пойти работать, чтобы получить целевое направление на рабфак. Год трудился кухонным рабочим в ресторане "Чайка", который тогда находился напротив сочинского вокзала. Через год, получив направление на рабфак, поехал поступать в Казанскую консерваторию. Сдавал не только музыкальные предметы – вокал и сольфеджио, но и общеобразовательные. В итоге меня взяли на подготовительное отделение, где за два года пришлось пройти программу музыкального училища, а затем перевели на первый курс вокального факультета консерватории. Учился я у профессора С.Н. Жигановой, которая бережно развивала мой тенор. В студенческие годы принимал участие в конкурсе имени Федора Шаляпина – в число победителей не вошел, но получил хороший опыт, который пригодился в дальнейшем. В 1993 году окончил консерваторию, получив диплом оперного, камерного певца и преподавателя.
– И уже дипломированным специалистом вернулись в родной город?
– И опять не сразу. За время обучения в Казанской консерватории я познакомился с будущей супругой Ириной Бинеман, и спустя время, мы поженились. Когда закончил учебу, она еще училась на дирижерско-хоровом отделении, и ей нужен был год, чтобы получить диплом. Поэтому это время пришлось поработать в Казанской консерватории иллюстратором – специалистом по педагогической практике. Спустя год мы всей семьей приехали в Сочи.
В родном городе я сразу отправился к Алисе Федоровне Дебольской. Ставки солиста в тот момент не было, меня зачислили в хор, который в то время был частью Сочинской симфонической капеллы. Работа в хоре дала понимание, что следует стремиться к сольным выступлениям. В 1997 году я стал солистом Зала органной и камерной музыки. Художественным руководителем Концертного зала, солисткой и концертмейстером в тот период была Валерия Анфиногенова, которая аккомпанировала мне во время сольных выступлений.
– В каких вокальных конкурсах и насколько успешно Вы участвовали?
– В 2001 году по инициативе Валерии Николаевны мы отправились в Москву на Всероссийский фестиваль "Тенора России". Время было трудное и, чтобы поездка состоялась, пришлось обратиться за спонсорской помощью к соплеменнику Азату Азатовичу Асатурову – спасибо ему за то, что помог! В конкурсе участвовало около 25 теноров со всей России. Я исполнил три произведения: арию Ленского из оперы Чайковского "Евгений Онегин", романс Свиридова на стихи Пушкина "Подъезжая под Ижоры" и армянскую народную песню "Цицернак" ("Ласточка") – и завоевал вторую премию и звание лауреата.
На конкурсе исполнителей русского романса во Владимире в 2002 году стал обладателем специального приза. В 2003-м участвовал в VII Международном фестивале вокального искусства имени В. Барсовой и М. Максаковой в Астрахани. Там я выступал с местным оркестром народных инструментов и исполнял русские и неаполитанские народные песни. Солировал в Большом зале Российской академии имени Гнесиных в Москве, в концертном зале Пицундского храма (Абхазия). В 2003-м на первом Российском фестивале-конкурсе вокалистов имени Валерии Барсовой в Сочи удостоен звания дипломанта и специального приза "За лучшее исполнение русской народной песни".
– С кем из солистов Сочинской филармонии Вы сотрудничаете в настоящий момент?
– Моими постоянными партнерами по сцене сегодня являются Сурен Вартанян (фортепиано) и Лиана Мрслян (сопрано). С Суреном мы активно сотрудничаем, ведь роль концертмейстера-аккомпаниатора для вокалиста крайне важна: и с точки зрения профессиональной, и с психологической, и с дружеской. Выступаю я и дуэтом с Ольгой Корсаковой: на органных концертах мы представляем такие духовные произведения, как Panis angelicus, Аве Мария, арии из кантат и ораторий известных композиторов. Рад, что сочинцы и гости курорта встречают нас благодарными аплодисментами. Надеюсь, что впереди еще будут интересные творческие проекты, в которых я смогу проявить себя как солист.

Лариса ОСТРЕНКО.
Фото: Виталий ПУСТОВАЛОВ.