…– Даже сегодня, спустя почти восемьдесят лет после той страшной войны, не верится, что это случилось со мной, со всеми нами, – призналась в беседе с корреспондентом "НС" Зоя Алексеевна. – Живы в памяти, как будто это было только вчера, тяжкие испытания, выпавшие на нашу долю, голод, разруха, постоянное ощущение опасности, страх за родных и близких. В те лихие годы мы думали не столько о себе – о будущем своей многострадальной страны. И, конечно, даже не помышляли о том, чтобы спрятаться или тихо отсидеться где-то в стороне. Мы рвались на фронт, хотели хоть чем-то быть полезными Родине, оказавшейся в опасности…
На потертом временем старом фронтовом снимке из семейного альбома – юная восемнадцатилетняя девушка в большой, не по размеру, гимнастерке. Даже в мешковатой солдатской форме сразу угадывается легкая хрупкая фигура – девчонка совсем, куда такой на войну?! Но есть в ее взгляде – смелом и решительном – что-то особенное, отчего сразу становится понятно: стремление попасть на передовую, сражаться с врагом было не спонтанным , а глубоко осмысленным. Зоя Алексеевна, родившаяся в кубанской станице Медведовской и выросшая в простой рабочей семье, признается: в те грозовые годы, когда Родина оказалась в опасности, не было силы, способной удержать ее дома, не нашелся бы человек, который мог запретить пойти на войну. Так в ту пору рассуждала не одна она: это было время, когда решалась судьба страны, когда будущее новых поколений зависело от всех вместе и каждого в отдельности.
– В июне 1941-го я только-только окончила девятый класс, вместе со сверстниками строила планы на жизнь, загадывала заветные желания, представляла, как все у нас сложится через пять, десять, двадцать лет, – вспоминала Зоя Алексеевна. – Это было чудесное время. Но юношеские мечты рухнули, когда голос легендарного Левитана объявил по радио о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну. Нам казалось, что весь мир вокруг в одночасье перевернулся и рухнул…
Она мечтала уйти на передовую с первых же дней войны. Собрала вещи, пришла в военкомат записаться в добровольцы, но получила твердый отказ: ей не было восемнадцати. Спустя несколько месяцев пришла снова – вновь отказ. Чтобы не терять времени даром, настырная Зоя поступила на курсы санинструкторов. Решила вопреки всему твердо добиться цели, знала, что все равно любыми путями попадет на фронт. Надо просто немного подождать, всякий раз успокаивала она себя, долгожданный день обязательно наступит.
И дождалась. Это произошло даже раньше, чем она ожидала.
– В один из дней, когда через Краснодар, где мы в ту пору жили, шли на юг обозы с ранеными советскими бойцами, один из военврачей попросил нас, местных девчат, проводить их до реки Кубань, чтобы показать брод, по которому можно было перебраться на противоположный берег, – рассказывает ветеран. – Мы, естественно, с радостью это сделали – хотелось хоть в чем-то быть полезными армии. Я, набравшись смелости, уговорила военврача взять меня на фронт, ухаживать за ранеными. Он после недолгих раздумий согласился.
Работы действительно было много: по всему краю шли ожесточенные кровопролитные бои, юная Зоя ухаживала за ранеными в госпитале, сдавала кровь для бойцов. Вскоре в составе 71-го стрелкового полка 56-й армии смелая девушка попала на передовую – участвовала в обороне Туапсе, позже – освобождала Краснодар и Крым. Была дважды ранена, сильно контужена, но всякий раз, только поправив здоровье, вновь возвращалась в строй. Здесь же, на Кубани, в районе станицы Крымской, она, чудом спасшая Знамя Полка, получила свою первую фронтовую награду – медаль "За боевые заслуги". О своих наградах ветеран Кучеренко принципиально предпочитает громко не говорить, считая это нескромным, хотя их – самых разных – почти два десятка, все – на парадном костюме отважной фронтовой медицинской сестры. Память до сих пор, даже спустя многие десятилетия, цепко держит каждый фронтовой день, признается она, всякий раз заставляет вновь и вновь мучительно переживать, казалось, оставшиеся в прошлом воспоминания.
Там же, на фронте, в 44-м, она встретила свою первую и, как оказалось, единственную, на всю жизнь, любовь. Вышла замуж. После Победы с мужем несколько лет служила в составе ограниченного контингента советских войск в Германии. В 1956 году с семьей переехала в город Сочи. Более сорока лет фронтовая медсестра Кучеренко, в ноябре прошлого года отметившая 97-летие, с честью проработала в санатории "Головинка" (ныне – "Лазурный берег"). Уйдя на пенсию, целиком посвятила себя детям и внукам, этими приятными хлопотами живет и сегодня.
Десять лет назад, в марте 2012 года, газификация поселка Головинка началась как раз с дома фронтовички Зои Кучеренко. Причем совершенно бесплатно – это был подарок ветерану от городских властей к приближавшемуся празднику Великой Победы.
– Мне грешно жаловаться на что-либо, – признается Зоя Алексеевна. – Я прожила тяжелую, но очень интересную и богатую событиями жизнь. У меня любимые дети и внуки. Много помощников, уделяющих постоянное внимание – общественники поселкового ТОСа во главе с Татьяной Цейтер, руководство военного санатория "Лазурный берег", районный совет ветеранов. Часто приходят в гости педагоги и школьники. Меня просят рассказать о войне, о героической истории страны, беспримерном подвиге советского народа, огромной ценой одолевшего фашизм. Конечно, есть что вспомнить, о чем рассказать. Но я чаще просто читаю молодым известное "блокадное" стихотворение Ольги Берггольц "Твоя молодость". Очень люблю эти выстраданные поэтические строки. В каждой – отражается моя жизнь, жизнь всего нашего героического поколения, прошедшего крещение войной: "Наша молодость была не длинной, покрывалась ранней сединой. Нашу молодость рвало на минах...". Лучше, пожалуй, и не скажешь.

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.