– Было ли в вашем детстве то, что предопределило профессиональную судьбу?
– В моем детстве было много музыки. Папа хотел, чтобы я была музыкантом и преподавателем, и всё для этого делал. Он любил петь и часто рассказывал, как в своем детстве бегал к раненым бойцам, находящимся на реабилитации в Сочи, и пел с ними песни. Эта тяга к музыке у него сохранялась на протяжении всей жизни. Во мне он видел свое творческое продолжение. Дома постоянно звучали популярные мелодии – точнее, то, что можно было услышать или увидеть на экранах кинотеатров и телевизоров. Музыка, особенно неаполитанская, в нашем доме "лилась рекой". Все, что тогда выпускалось на пластинках для проигрывателей и на кассетах для магнитофона, в нашем доме было. Ни один музыкальный фильм не оставался без нашего внимания. Фортепиано в доме появилось, когда мне было 5 лет: сначала папа сам выучился играть на нём, а затем обучал меня. Я с детства мечтала стать артисткой оперетты.
– Где получали профессиональное образование? Какие яркие воспоминания остались от студенческой жизни?
– В юном возрасте я ходила на частные уроки к педагогу по классу фортепиано. В 6 лет поступила на подготовительный курс музыкальной школы, в 7 пошла в 1 класс на отделение фортепиано. Завершив обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, поступила в Вологодское музыкальное училище. В Вологде меня поразили широта и размах музыкальной деятельности – в Сочи и музыка была другая, и такого разнообразия не было.
Студенческие годы запомнились тем, что на физкультуре я должна была кататься на лыжах, а в музыкальном плане – посещать концерты Вологодской филармонии, куда часто приезжали известные музыканты. Мы, студенты, побывали на концертах пианиста Лазаря Бермана и оркестра "Виртуозы Москвы". Остался в моей памяти и концерт советского композитора Валерия Гаврилина, где он сам дирижировал оркестром и хором. Позднее для своей выпускной программы я выбрала его произведение для фортепиано.
– Как или почему народная песня стала профессиональным приоритетом?
– После окончания училища по распределению я приехала в небольшой городок Вологодской области, где в Доме культуры познакомилась с коллективом народной песни. Благодаря этому общению я и поняла, что истинная ценность для русского человека не в неаполитанских песнях из моего детства. В Вологодской и Архангельской областях сохранились многие региональные песенные и бытовые традиции. Крайний Север нашей страны не завоевывали иноземцы, никто извне не влиял на местную культуру. Поэтому на Севере так хорошо сохранилось то, что было изначально. Эта культура перевернула моё понимание ценности музыкального материала, и я начала изучать фольклор Вологодской области. Осознанно восприняв русскую народную песню, при поступлении в Таганрогский институт на экзамене пела именно вологодские песни с акцентом. Думаю, специалистам этого южного вуза, привыкшим к творчеству донских казаков, было непривычно слышать северные мотивы и распевы, но кафедра народного пения меня приняла с распростертыми объятьями, как свою.
– Когда судьба свела вас с ансамблем "Кудрина"? Насколько сложными были первые шаги в его составе?
– Приехав домой на летние каникулы после третьего курса, я встретила бывшую коллегу, работавшую на тот момент в ансамбле "Кудрина". Когда меня пригласили на репетицию коллектива, я не отказалась – и через день уже участвовала в концерте, так как благодаря институтской практике знала исполняемую артистами песню. Это был своего рода экзамен на профессиональную зрелость – и я его выдержала.
Каждый мой приезд домой сопровождался посещением ансамбля. Поэтому вопроса, где я буду работать после окончания вуза, у меня не стояло. На момент моего прихода коллектив базировался в Художественном музее, и у него еще не было ни нот, ни инструментов, ни профессионального оборудования, но было огромное желание работать. Перед зрителями мы выступали акапельно. Возникали проблемы – мы их решали. Нужны костюмы – заработали денег, купили материал, сшили. Нужно отправиться в гастрольную поездку – поехали на собственные деньги. Нам было необходимо наработать репертуар и исполнительский опыт – и мы выступали, не придавая возникающим сложностям большого значения.
– Какие программы репертуара ансамбля для вас наиболее важны? Участие в каких мероприятиях запомнилось?
– Сложно говорить о приоритетах, ведь в каждую программу вложены сердце, душа и много труда. Даже если исполняется одна песня, я погружаюсь в нее, чтобы интересно показать зрителю и донести её истинное звучание.
Мне запомнилось участие нашего коллектива в культурной программе Олимпиады 2014 года и Всемирных хоровых играх 2016 года. Из гастрольных поездок в памяти осталось посещение столицы Чехии в январе 1997 года: тогда "Кудрина" выступала в Русском доме Праги, музыкально сопровождая выставку Михайловского кружева.
Незабываемы и коллективные поездки в Рязань в 1996-1998 и 2000-2002 годах. Мы побывали на родине Сергея Есенина: встретились с друзьями и родственниками поэта, со старожилами тех мест, посетили музей поэта, поговорили с краеведами, поездили по рязанским святыням.
– Каковы ближайшие творческие планы?
– Делать новые программы, повышать свой профессиональный уровень, участвовать в конкурсах, а также воспитывать юных певцов из детских ансамблей, которыми руководят артисты нашего коллектива. Важно, чтобы была преемственность поколений, и дети любили истинное, народное… Нужно особое внимание уделять духовности подрастающего поколения: если подростки будут умны, целомудренны и духовны, то и будущее у нашей страны будет, и страна будет великой!
Лариса Остренко.
Фото: Виталий Пустовалов.