Главная
Вход для пользователей

Просмотр архива
« Октябрь 2018  
По Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 3 5 6 7
8 10 12 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА. КАКАЯ ОНА?

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА. КАКАЯ ОНА?
Пятница, 21 Июль, 2006 - 18:10

Массовые праздники, проходящие на площадях города, становятся все более масштабными (если их проводят профессионалы, ТО "Премьера", например, или корпорация "Жиллетт") или сжимаются до малобюджетных, посеревших от прошловековой традиционности уличных и дворовых, сегодня выглядящих более чем скромно. Мероприятия для галочки, для плана и отчета. Каково же положение культуры на курорте? Только ли праздники формируют облик города? Кто решает, что нам с вами слушать и смотреть, кто приглашает в наш город "звезд" и "звездочек", кто отвечает за культурную политику в городе? Возможна ли полноценная филармоническая работа на курорте в межсезонье? Эти темы мы будем обсуждать на страницах газеты, а сегодня – первый материал.

Не выжить без меценатов
Культура в наши дни из затратной сферы вполне способна превратиться в ресурс экономического развития, средство решения многих социальных и экономических проблем города. Именно она является в наши дни той объединительной платформой, где должны сходиться различные общественные интересы. Формировать долговременные стратегии развития города и не включать вопросы культуры в политическую повестку муниципального уровня просто недопустимо! Об этом мы говорили с заслуженным работником культуры России Крикором МазлумЯном, вот уже 35 лет возглавляющим эту отрасль в Лазаревском районе. Он стоял у истоков создания Центра национальных культур, под крылом которого нынче свыше 3 тысяч участников художественной самодеятельности в семи национальных центрах – адыгском, армянском, белорусском, греческом, казачьем, русском и украинском. О ценности подобного опыта говорить не приходится: ЦНК – событие не только районного и городского масштабов, но и краевого и российского. Мало где найдется такое количество специалистов, занимающихся сохранением и развитием многонациональных этнических культур. Около 60 самодеятельных коллективов и объединений, 37 из них носят звания "народный" и "образцовый". Постоянные концерты и выступления на всех уровнях – от сельской сцены до международных фестивалей.
– Культура без поддержки меценатов в некоторых случаях просто не имеет возможности выжить. Выделяемые из местных бюджетов средства – всего лишь крохи, которые только способны поддержать ее. Достигнуть качественно нового уровня без взаимодействия с бизнесом практически невозможно, – говорит Крикор Саакович. – Наши же бизнесмены еще очень слабо понимают, для чего им поддерживать искусство. Давая средства на отдельные проекты, они руководствуются лишь гуманитарными соображениями.
Идею о том, что искусство необходимо бизнесу как источник креативности, сформулировал 50 лет назад классик американского менеджмента Питер Друкер. Именно он написал, что для того, чтобы улучшить свои качества бизнесмена, менеджеру нужно практиковаться… в написании стихов. Западный мир живет в постоянном поиске новых источников творческого подхода к решению задач бизнеса, который не имеет права почивать на лаврах. Движение вперед, обновление, применение новых технологий не только в собственном производстве, но и в позиционировании его в обществе – это реалии многих солидных компаний.
Конечно, некорректно сравнивать деятельность Благотворительного фонда Владимира Потанина со спонсорской помощью, оказываемой коллективам того же ЦНК в Лазаревском. Но с какой благодарностью говорит К.С. Мазлумян об Армене Таноняне, Эдуарде Таводяне, Светлане Устьян, Сергее Татуляне, Огане Чапнияне и многих, многих других предпринимателях, вносящих свой вклад в развитие самодеятельных творческих коллективов района. Научить бизнес строить взаимоотношения с культурой на основе партнерства, которое приносит дивиденды, пусть и нематериальные, нужно уже сегодня. Участвуя в проектах развития и окультуривания среды проживания, предпринимательский бизнес получает возможность улучшить свой имидж внутри города, укрепить отношения с властью и партнерами по бизнесу.
Общаясь с Инной Бердичевской, председателем Сочинского благотворительного общественного фонда "Развитие культуры", еще и еще раз убеждаюсь, что востребованность творческих людей обществом возрастает год от года.
– Каждодневная забота о тех, кто представляет культуру в самом первоначальном городском слое – библиотекарях, музейщиках, музыкантах, – считает Инна Яковлевна, – это одна из форм работы фонда по сохранению культурного наследия России. Конечно, поддержать все инициативы, возникающие в культурном сообществе, не всегда представляется возможным, но на помощь фонда в проведении фестивалей, конкурсов, гастролей можно рассчитывать всегда.
И самое главное, что это будет не только финансовая поддержка, но она будет и организационной, и моральной. Все, кому приходилось контактировать с Инной Бердичевской, подпадают под очарование этой милой женщины, обнаруживая, что она профессионал в области культуры самого высокого класса. Тонкий вкус и интеллигентность позволяют г-же Бердичевской быть своей и в среде художников, и в среде музыкантов, и в литературном сообществе. Умение привлечь к проектам в сфере культуры предпринимателей, бизнесменов, политиков – одно из главных качеств руководителя фонда и его помощников.

Город-брэнд
Сочи – один из фирменных брэндов России, в которой не так уж много осталось мест, имеющих возможность конкурировать с западным рынком туризма и развлечений. Теплое море, субтропическая растительность, лечебная минеральная и грязевая базы в сочетании с высокогорьем Кавказа – продукт притягательный.
За время пребывания на курорте пляж или лечебные процедуры отдыхающий хочет чередовать с активным вечерним времяпрепровождением: в один из вечеров побывать в опере или посмотреть балет, а в следующий – пойти на рок-концерт или лазерное шоу. Во время отпуска приезжающие не только из глубинки (а глубинка в нашей стране – все, что не приближено к Москве и Питеру!) хотят иметь возможность посетить традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и местные фольклорные праздники. Граница между "элитарной" и "массовой" культурой размывается. Современный "культурный ресурс" очень динамичен: то, что еще вчера было радикальным, сегодня уже привычно, а завтра может стать классикой. Люди стремятся к новизне и разнообразию. Игнорировать этот факт нельзя. Его нужно прогнозировать. Кто же занимается этим на сегодняшний день?
В ведение заместителя главы города Ирины Бадаян входит в том числе и забота об отрасли культуры в городе. Деловые качества нового заместителя главы города, ее умение работать в команде, где нет главных и второстепенных, где от постановки задачи до ее решения нет слабых звеньев, рождает большие надежды на перемены в городской культуре. Возглавляемое ею управление по образованию и науке всегда удивляло и радовало нетрадиционными подходами к проведению праздников. Выдумка, мобильность, молодой задор учительского корпуса рождают чудесные неформальные встречи людей из различных производственных сфер. Предприниматели, политические и общественные деятели, журналисты, работники торговли и общепита, строители и чиновники собираются на мероприятия, проводимые образованием, с большим желанием и оптимизмом. Доверительный диалог между людьми бизнеса и учительским корпусом о судьбе завтрашнего дня города – о детях – всегда конструктивен. Ирина Бадаян не боится видеть рядом с собой людей умных и талантливых, ей с ними не только не беспокойно, но и интересно. Будем надеяться, что тихо спящая отрасль культуры в ближайшее время очнется от “мертвого сезона”, пополнится профессионалами, появятся новые проекты, где найдется место и карнавалам, и дням национальных культур, и дням города и районов, постоянно действующим этнографическим выставкам. Все это – есть этническая культура, которая не только востребована городским сообществом, но и является притягательной и обязательной частью отдыха приезжающих в Сочи россиян и зарубежных туристов. Выбирать между "этнической" (местной) и мировой, популярной и "высокой", традиционной и современной культурой, предстоит в том случае, если она доставляет удовольствие.
И брэнд Сочи как южной столицы России станет еще более притягательным, когда городская культура будет на уровне. Кстати, городская культура – это не только зрелищные мероприятия, но и обслуживание, и состояние архитектурных памятников, ландшафтное пространство, дороги и транспорт, мода и сервис.
Но об этом в следующий раз.

Зинаида ГАНТОВА.


[ Войдите или зарегестрируйтесь для доступа к комментариям ]

Случайное фото
Кинотавр-2012

Погода
GISMETEO.RU: погода в г. Сочи


Перепечатка материалов без ссылки на первоиcточник запрещена.