Разброс розничных цен на идентичную продукцию на рынках большой. Огурцы свежие, цена от 90 руб. до 200 руб. Помидоры, цена от 150 руб. до 300 руб. Так, например, огурцы сорта "Эстафета", выращенные сочинской сельскохозяйственной фирмой "Верлиока", всегда пользуются повышенным спросом, так как они, что называется, с грядки на прилавок и имеют отличные вкусовые качества, соответственно и цена на них значительно разнится с другими сортами, привезенными из других регионов РФ и районов Краснодарского края. Цена на клубнику в первую очередь зависит от страны производителя, сорта, выращена ли ягода в открытом грунте или в парнике и конечно повышенным спросом пользуется местная дозревшая клубника, выращенная в открытом грунте и имеющая вкус, и запах садовой земляники. Соответственно и цена на клубнику варьируется от 180 руб. до 400 руб.
С целью расширения ассортимента и увеличения объемов поставок продуктов питания, товарной интервенции и стабилизации цен краевых сельхозтоваропроизводителей на территории города Сочи функционируют восемь муниципальных универсальных розничных ярмарок, на которых установлены предельно допустимые цены на социально значимую продовольственную и сельскохозяйственную продукцию. Розничные цены на ярмарках остаются самыми оптимальными из всего сегмента розничной торговли города. Цены на ярмарках на 20-25 % ниже рыночных цен.
При этом значительно снизилась стоимость сезонной продукции. Так, огурцы на ярмарках города можно купить по цене от 60 до 90 руб., кабачки от 50 до 60 руб., капуста молодая от 50 до 60 руб., помидоры от 130 до 180 руб., редис за 1 кг от 50 до 60 руб., баклажаны от 100 до 130 руб., абрикос по 200 руб. за 1 кг, клубника от 180 до 250 руб.
Федеральные розничные сети занимают 40% в доле реализуемых продуктов питания на территории города Сочи. В супермаркетах и крупных сетевых магазинах стоимость продуктов питания вполне сопоставима со всеми крупными городами России и практически не зависит от времени года.
Постоянным мониторингом охвачено 92 сетевых розничных магазина. Мониторинг розничных цен по 27 позициям продуктов питания в период с марта по май месяц текущего года показал рост розничных цен на продукты питания от 3 до 18 %
– молочная продукция, в том числе сыры, выросла в цене в среднем от 0,6% до 10%;
– крупы и макаронные изделия увеличились в цене значительно: от 3 % до 7 %;
– масло растительное увеличилось в цене от 6% до 18%;
– сахар подорожал от 3% до 10%;
– говядина и свинина выросли в цене от 2 % до 7%;
– птица от 2 % до 10%.
Наиболее подвержены сезонному колебанию цен овощи, фрукты, ягоды.
Поэтому рост цен на плодоовощную продукцию: капуста, морковь, картофель, лук – в указанный период может подниматься от 34% до 64,5%.
Вместе с тем снизилась цена на яйцо куриное: от 2% до 11%, цена на мясо свинины и мясо кур снизились на 13% и 3% соответственно.
Основными факторами роста цен в сетевых предприятиях розничной торговли на продукты питания в 2021 году явились следующие моменты:
– рост цен от производителей продукции, который напрямую связан с ростом цен на сырье, упаковку, энергоносители и транспортировку.
– сезонный рост цен.
С представителями розничной, оптовой торговли проводятся встречи с рекомендациями не допускать необоснованного роста цен. Активнее применять маркетинговые технологии, скидки на товары.
Сегмент общественного питания города готов удовлетворить самых требовательных гурманов. В городе представлены различные кухни, начиная с сочинской, представляющей микс локальных продуктов (кубанские овощи, черноморская рыба и морепродукты, кавказские сыры и мясо) и заканчивая классическими (итальянской, средиземноморской, европейской). Средний чек в ресторане составляет от 1000 руб., в кафе от 700 до 2500 руб. Широкой популярностью у отдыхающих пользуются объекты общественного питания с раздаточной системой выбора блюд и самообслуживанием, то есть столовые. Комплексный обед в этих предприятиях можно получить за 250-400 руб.
В рамках работы оперативного городского штаба проводится обследование объектов общественного питания на предмет санитарного состояния, качества сервисов и ценообразования. Мы видим увеличение цены на услуги питания в среднем на 30-40%, они носят как объективный фактор (удорожание транспортной логистики, подорожание аренды, условия пандемии), так и субъективный характер (недальновидность и жадность предпринимателей).
Не имея прямых механизмов воздействия на ценообразование, власти постоянно осуществляют диалог с бизнесом, направленный на стабилизацию ситуации с ценами. Предлагается рестораторам активнее практиковать скидочные акции, "счастливые часы" и т.д., чтобы максимально сделать отдых гостей более приятным и запоминающимся.

Подготовил В.Глебов.
Фото из открытых источников.