"НАШ ДОКТОР САША"

DOKTOR.JPGЖивое участие и доброе слово сельского медработника лечат иногда не хуже таблеток

Система здравоохранения в сочинских селах и аулах, получающая существенную поддержку от государства, тем не менее, как и прежде, держится в немалой степени на сподвижниках-энтузиастах. Своих медиков здесь не просто любят и уважают – по-настоящему боготворят.

MEDSESTRA22.jpg…Даже человеку "со стороны" самостоятельно найти фельдшерско-акушерский пункт аула Калеж особого труда не составляет – одноэтажное кирпичное здание находится прямо у автомобильной дороги, ведущей к центру населённого пункта – мимо не проедешь-не пройдешь.
Фельдшер Русет Сажо (на снмке вверху слева) – на рабочем месте. Родом из соседнего Хаджико, выпускница Сочинского медицинского колледжа, представительница семейной династии медиков – в Хаджико не одно десятилетие трудится ее мама, Шарет Напсо. У них на двоих почти 60 лет стажа в здравоохранении. Русет работает здесь без малого девять лет, специалист молодой, но знающий, грамотный, практического опыта набиралась в Лазаревской городской больнице №1. В ауле ее все хорошо знают, главное – доверяют, а это, как призналась сама Русет, очень ответственно и, конечно, ко многому обязывает.
Большую часть времени мы говорили не только о повседневной жизни ФАПа – забот хватает круглый год, но больше о предшественниках – людях, трудившихся тут в разное время. С особым уважением аульчане вспоминают, в первую очередь, конечно, об Александре Луте (на снимке вверху справа) – сельском враче из шахтерской глубинки. Его до сих пор в Калеже все по-свойски зовут просто – "наш доктор Саша".
В судьбе Александра Григорьевича Лута курортный Сочи и столица горняцкого края – Донецк – давно стали самыми родными точками на географической карте. При всей их пространственной отдаленности друг от друга для него эти два города все же равно приближены и одинаково дороги сердцу. В донбасской глубинке он родился, вырос, стал молодым, талантливым специалистом-медиком. Здесь, в Лазаревском районе, прошла большая часть его жизни. В личном плане Лут явно не прогадал – край субтропиков и буйной кавказской природы, радушных и гостеприимных людей, на которых ему везло, стал второй родиной – тут его дом, семья, дети. Да и в профессиональном, признавался Александр Григорьевич, жаловаться грешно – работа была любима, интересна, приносила истинное моральное удовлетворение. Опыт работы в медицине у него огромный – почти полвека.
Долгие годы, вплоть до пенсии, доктор Лут тихо-мирно трудился заведующим фельдшерско-акушерским пунктом в ауле Калеж, обслуживающем и соседнее селение Лыготх. За тридцать лет здесь все стало для него близким, понятным, дорогим – сколько поколений местной детворы выросло на его глазах, скольким людям удалось помочь, сколько троп и дорог вдоль и поперек пешком исхожено! В свое время он тут каждого знал по имени – от маленьких детей до седовласых старейшин. Аульчане, привыкшие к тому, что их надежный доктор был всегда рядом, твердо считали его по-настоящему своим человеком.
– В первое время, приняв своего рода эстафету от предшественника Нагомиза Сизо, многие годы проработавшего здесь, мне казалось, что я попал в совершенно другой мир, – рассказал во время нашей первой встречи, состоявшейся несколько лет назад, Александр Григорьевич. – Здесь все было иначе: непривычная атмосфера сельского бытия, более спокойная и неторопливая, особый менталитет и образ жизни людей, традиции и обычаи местного адыгского населения. Теперь уже, конечно, трудно представить себя и свою судьбу без всего этого.
Начинал доктор Лут практически с нуля. Старый деревянный домик, многие годы служивший неким подобием пристанища для фельдшерского пункта, теперь вспоминается как навязчивый кошмар из уже прошлой, кажется, и совсем нереальной жизни – ни элементарных удобств, ни перспектив. Тогда обо всем этом он особо не задумывался – нужно было просто работать и оказывать квалифицированную помощь, мол, что говорить о том, чего нет: от слова "халва", сколько его не произноси, во рту слаще не станет.
– Желание хорошо работать и мой профессиональный максимализм – сказались годы работы в службе "скорой помощи" – тогда были настолько огромными, что на мелочи – протекающую крышу, осыпающуюся с потолка штукатурку, многоразовые шприцы и прочие, к сожалению, давно привычные некогда для работы многих сельских фельдшеров "прелести", старался не обращать никакого внимания, – вспоминал Александр Григорьевич. – Только несколько лет назад забрезжила надежда на перемены: в ауле было построено новое здание ФАПа. Эпопея длилась не один год, но, к счастью, завершилась благополучно.
Обычный день сельского медработника следует по давно заведенному распорядку: утром – прием пациентов, затем обход больных – кому-то укол сделать, консультацию дать, профилактикой тех или иных заболеваний заняться, а зачастую просто выслушать, что-то посоветовать, по-житейски поддержать. Рабочего автомобиля у фельдшера в те годы не было, поэтому независимо от прихотей природы и всякого рода магнитных аномалий надежда – только на самого себя, вернее сказать, на свои ноги – возраст поджимает, но кряхтеть и роптать некогда. И так – изо дня в день: выходных на селе, как правило, не бывает.
– Это наш незаменимый, золотой человек, – искренне говорят о фельдшере Луте жители Калежа. – Всегда добрый, улыбающийся, внимательный, знающий. И слушать умеет.
Данное обстоятельство, считающееся в народе настоящим талантом, – немаловажное составляющее профессионального опыта сельского медика, основной контингент пациентов которого составляют дети, молодые мамы и пенсионеры. Для них живое участие и доброе слово врача – целительнее любого лекарства.
Александр Григорьевич давно по возрасту и состоянию здоровья отошел от дел, но его бывшие пациенты разных возрастов, как и прежде, по давней привычке с благодарностью поздравляют его с Днем медицинского работника, а в его лице – всех сотрудников социально значимой отрасли.
– Вот уже несколько лет Александр Григорьевич, к величайшему сожалению, тяжело болеет, поэтому был вынужден оставить любимую профессию, – рассказал корреспонденту "НС" председатель Совета ТОСа аула Калеж Сальбий Гербо. – Нам его, конечно, очень не хватает. В свое время доктор Лут сделал очень много для сохранения аульского ФАПа и строительства здесь нового здания медпункта. Это не просто опытный и квалифицированный специалист, он сразу нашел общий язык с местными жителями, пользовался глубоким доверием сельчан. Он знал каждого – от новорожденных до глубоких стариков – по именам, держал в уме особенности их здоровья, диагнозы, медицинские назначения, не считаясь с личным временем, отзывался на любую просьбу о помощи. Не так часто, согласитесь, бывает, чтобы к врачу, тем более, приехавшему издалека, люди относились с подобным безграничным уважением, как к родному. Мы всегда с огромной благодарностью вспоминаем о нем. Спасибо тебе, наш доктор Саша!

Анзор НИБО.
Фото из архива автора.


Печать