ФАКТЫ БЕЗ ДОМЫСЛОВ

maked_1.jpgФИНАНСИРОВАНИЕ АЛБАНСКИХ ТЕРРОРИСТОВ В МАКЕДОНИИ

В марте 1999 г., сразу же после начала бомбардировок натовской авиацией Югославии, в Македонию из Косово и с юга Сербии перебралось почти 150 тыс. албанцев. Часть из них разместилась у родственников, большинство же в лагерях, спешно созданных на севере Македонии международными организациями.

В те дни мировая общественность не раз могла лицезреть репортажи о том, как военнослужащие македонской армии и полиции ежедневно встречали тысячи албанцев. Маленькая Македония с населением чуть более 2 млн. человек пошла на этот шаг доброй воли, получив гарантии НАТО и Евросоюза не только в оказании гуманитарной помощи, но и вооруженной защиты, в случае необходимости, ее территориальной целостности и суверенитета. В Скопье прекрасно отдавали себе отчет, что вместе с беженцами в страну придут и сторонники идеи создания так называемой Великой Албании.

Опасения оказались не напрасными. После ввода в Косово международных миротворческих сил (КФОР), туда вернулась лишь часть беженцев. Многие предпочли остаться в Македонии. Приобрели недвижимость, начали заниматься кто бизнесом, кто переправкой наркотиков в Европу или торговлей оружием. В конце 1999 г. численность албанской диаспоры Македонии вместе составшимисякосоварами одномоментно выросла с 17% от общей численности населения сразу до 30. Это стало одним из основных аргументов обоснования сепаратистами необходимости изменения конституции страны с тем, чтобы Македония была провозглашена "государством двух конституционно признанных народов – македонцев и албанцев". Другими словами стала федеративной страной.

Одновременно с войной слов, развязанной против официального Скопье, началось формирование так называемой Национальной освободительной армии Македонии (НОАМ). Автор одной из публикацийеженедельника "Старт", ссылаясь на достоверные источники, утверждал, что в Македонии может разразиться гражданская война. Ее зачинщиками станут террористы из албанских экстремистских группировок, поставивших своей целью создание Великой Албании.

Согласно планам экстремистов, должен был реализовываться тот же сценарий, что и в Косово. Вначале так называемые мирные митинги, на которых власти Македонии будут обвиняться в ущемлении прав национальных меньшинств, затем террористические акты в отношении военных и полиции, что неизбежно вызовет ответную реакцию властей, под удары которых будут подставлены простые албанцы. Это позволит утверждать о геноциде, развязанном против албанского населения Македонии.

Автор статьи утверждал, что боевики "открыто организуют диверсионное обучение, создают склады оружия, мобилизуют добровольцев и собирают денежные средства". По его данным, обучение боевиков НОАМ проводилось как в Македонии, так и в Косово.

О планах сепаратистов было доложено президенту Македонии Борису Трайковски, а также министрам внутренних дел и обороны. Однако, когда журналисты попросили прокомментировать эти факты, министры ответили, что "ситуация с безопасностью в Македонии стабильна".

Что это было – незнание реальной обстановки, боязнь спровоцировать в стране панику или заверения США и НАТО, что Македония может, в случае чего, рассчитывать на их помощь? Скорее всего, последнее. Однако все говорило о том, что рано или поздно Македонию ждет тоже самое, что и Косово. О планах албанских экстремистских группировок прекрасно были осведомлены спецслужбы НАТО, особенно американцы, которые задолго до начала противостояния в Косово расставили в OAK на все ключевые посты свою агентуру. Об этом подробно сообщала британская газета "Санди таймс".

В 2001 году начался военный конфликт в Македонии. Столкновение между армией, полицией и спецслужбами Македонии с албанскими сепаратистскими группировками длились с января по ноябрь 2001 года. Конфликт формально завершился подписанием Охридского соглашения 13 августа 2001 года. Соглашение было победой для албанских сепаратистских группировок, так как македонское правительство расширило права албанского населения, и Македония получила децентрализованную систему. Однако радикальное крыло албанских сепаратистов оружия не сложило. Вооруженные вылазки продолжались вплоть до 2015 года.

Еще тогда, в сентябре 2001 года, министр иностранных дел Македонии Илинка Митрева заявила о том, что финансовая помощь албанским террористам поступает в основном из США. Кроме того, весной 2001 года СМИ сообщали, что отставной генерал армии США Рич Грифитс работал на албанских террористов.

Какие задачи выполняли силы КФОР, неизвестно. Но ясно одно, если бы США и НАТО действительно захотели прекратить войну в Македонии, то они это сделали бы в короткий срок и без особых проблем – все рычаги воздействия (политические, экономические, силовые и прочие) на боевиков OAK (Освободительной армии Косово), НОАМ и всех прочих экстремистских армий – находились в руках Североатлантического альянса. Если Запад этого не хотел, значит, ему были больше нужны нестабильные Балканы.

А. ВИКТОРОВ (по материалам из открытых источников).


Печать