"Школьный агропарк": первые плоды

АП10.jpgЗа четыре года крупный образовательно-просветительский проект, активно реализуемый в образовательных учреждениях города Сочи, не только доказал свою общественную значимость, но и уже приносит реальные практические результаты.

Это не просто сад или огород. И даже не отдельная теплица. Проект "Школьный агропарк", объединивший десятки муниципальных образовательных учреждений, – стал нечто большим. И рассматривать его нужно значительно шире – в комплексе. Основная цель – дать детям необходимые в повседневной жизни знания и навыки, при помощи которых они смогут своими же руками сажать фруктовые деревья, овощные культуры, ухаживать за ними, собирать урожай. Проект также направлен также на профориентацию молодежи. Тому, что еще два-три десятилетия назад с малых лет умел практически каждый школьник в сельской местности, теперь хотят научить всех, даже живущих в городской черте. Молодежь участвует в экологических и общественно-просветительских акциях, бывает на экскурсиях в Сочинском национальном парке, Сочинском НИИ цветоводства и субтропических культур, посещает частные и государственные питомники, общается со специалистами и учеными. Значимая идея трудового воспитания детей и приобщения их к сельскохозяйственному производству, успешно развивавшаяся в советское время, продолжает набирать все большую популярность в нашем городе. Подключились к работе и дошкольные образовательные учреждения.
– С апреля прошлого года в 25-ти дошкольных образовательных организациях начали свою деятельность первые "детские агропарки", – рассказали "НС" в управлении по образованию и науке администрации курорта. – За такой короткий период обустроены приподнятые грядки, сделаны солнцезащитные навесы, высажены плодовые, огородные и ягодные культуры, а также декоративные деревья, кустарники и цветы. Но самое главное – сняты первые выращенные плоды. Дети смогли наблюдать все стадии роста растений, поливали и пропалывали, а наградой стала дегустация урожая! Партнер проекта – ПО "Солнечные сады Сочи" – оказал помощь в обеспечении посадочного материала: кустов сортовой клубники, ежевики, рассады томатов. Конечно, помогали родители, которые очень поддерживают такое направление в образовательной и воспитательной работе дошкольников.
В настоящее время сеть "Школьный агропарк" объединяет уже 15 школ и 25 детских садов муниципалитета, отметили также в управлении. По программе "Развитие отрасли "Образование" города Сочи" на улучшение материальной базы агропарков только в 2022 году было выделено 800 тыс. руб. Разработаны планы развития значимого проекта на ближайшие два года.
Сейчас в работе буквально каждый свободный клочок земли. На школьных территориях воссоздаются и ремонтируются некогда пустовавшие теплицы, закладываются новые парники и сады. За четыре последних года в разных районах Сочи появились собственные виноградники, яблоневые и грушевые посадки, а также немало весьма экзотичных даже для субтропического курорта культур. В школьные столовые поступает свежая, экологически чистая, полезная, богатая витаминами продукция из своего огорода. Да, пока в небольших количествах, и ассортимент, на первый взгляд, не столь широк, как хотелось бы, но это только начало, считают организаторы.
Еще один важный аспект: проект позволил организовать самостоятельную исследовательскую деятельность детей. Причем на собственном опыте. Среди юных сочинских агрономов уже есть победители и призеры городских, а также региональных научно-практических конференций, школьники занимаются разработкой и реализацией новых интересных идей. Показательных примеров в городе уже немало. И работа в этом направлении продолжается.
– В 2022 году проведено четыре методических семинара для кураторов школьных и детских агропарков, – рассказали в управлении образования. – Темы самые разные: "Создание агропарков в дошкольных образовательных организациях Сочи. Опыт и пути развития", "Детский агропарк. Первые шаги", "Школьный Агропарк. Опыт и инновации". Один из выездных семинаров прошел в агрохозяйстве "Солнечные Сады Сочи". Проведен городской фестиваль "Наш Агропарк-2022", в рамках которого все участники подготовили выставки, ярмарки, праздничные мероприятия, тематические конкурсы. Для педагогов организован и интересный фестиваль-круиз – серия семинаров по обмену опытом.
АП4.jpgОдин из городских семинаров "Агропарк – территория развития через наблюдения и исследования" прошел недавно на базе образовательного учреждения №78 поселка Головинка. Несколько лет назад здесь был создан школьный агропарк национальных культур "Радуга мечты", благодаря которому школа обрела статус муниципальной инновационной площадки.
– Мы очень рады, что именно наше образовательное учреждение получило право принять семинар такого масштаба, – отметила директор школы Юлия Березина. – Нам, безусловно, есть о чем рассказать и что показать – наработан большой опыт в реализации данного проекта.
Открыли встречу творческие коллективы Лазаревского района – юные артисты Центра дополнительного образования "Новое поколение", ансамбли "Насып" и "Тарон", продемонстрировавшие красоту и разнообразие этнических культур Сочи.
– Это были четыре часа продуктивной и очень интересной работы, – рассказала Юлия Березина. – В рамках семинара прошли тематические доклады, мастер-классы, экскурсия по школьной теплице, обмен саженцами, черенками, рассадой огородных и декоративных культур.
Очень важно, что многие участники проекта используют в работе оригинальный подход – неординарные творческие решения, направленные на создание привлекательности, самовыражения и индивидуальности территории образовательной организации, подчеркнули в управлении образования муниципалитета. Это могут быть шпалерный сад, ботанический сад, штамбовые растения, водоемы, арт-объекты, в том числе национально-культурные. Субтропическое плодоводство, как уникальное для территории Сочи, является общей для всех тематикой развития агропарков.
– Из других аграрных направлений образовательные организации выбирают наиболее подходящие в соответствии со своими возможностями – наличием ресурсов, обеспеченностью кадрами, географическими условиями местности, – отметили в учреждении. – Каждая школа уникальна своими особенностями и традициями, поэтому у каждого агропарка своя концепция. Например, образовательное учреждение № 85 села Сергей-Поле делает акцент на косточковые и ореховые культуры, семьдесят седьмая в Лоо – на овощи и лекарственные растения, а школа и детский сад, расположенные в ауле Хаджико – национальном селе адыгов-черкесов, – специализируются на теме "Черкесские сады. Стопами предков". В адыгском обществе была традиция выращивать плодовые деревья в лесах Кавказа – яблоки, груши, персики, айву, каштан и фундук. Идея агропарка этой школы: сад – музей историко-культурного наследия под открытым небом, сохранение генофонда культурных растений региона.
Об этом педагоги и воспитанники дошкольного учреждения под руководством Марины Баглаевой рассказали в ходе районного семинара руководителей и специалистов агропарков, который прошёл недавно в детском саду аула Хаджико. Гости познакомились с местным опытом реализации данного проекта и его этническим колоритом. Малыши, в частности, показали костюмированную постановку "Хаубэн" (эта старинная ароматная приправа на травах и специях, как известно, является основой адыгской национальной кухни), а также провели мастер-класс по приготовлению популярных блюд с адыгейским сыром и, конечно, самого хаубэн, большинство ингредиентов которого выращиваются руками малышей и педагогов на приусадебном участке.
А. НИБО.

Фото: управление по образованию и науке администрации г. Сочи.


Печать