АРХИТЕКТУРНОЕ БУДУЩЕЕ КУРОРТА

DSC_0298.JPGВ последнее время одним из основных генераторов информационных поводов на курорте является градостроительная отрасль: тут и международный конкурс на проектирование центральной набережной Сочи, и принятие новых Правил землепользования и застройки, и обсуждение Генплана города, и комплексное развитие территорий бывших промышленных зон. Главный архитектор города Сочи Антон ГЛУШКОВ ответил на вопросы журналистов.

Про центральную набережную
Наибольший интерес у общества и у представителей СМИ вызывает глобальное обустройство центральной набережной. О масштабе проекта говорит уже тот факт, что выбирать новый облик "морского фасада" будут путем проведения закрытого международного конкурса. Заявки на участие в нем подали свыше 60 российских и зарубежных архитектурных бюро, в том числе мэтры урбанистики из Дании, Франции, Италии, Англии. Отвечая на вопрос об особенностях проекта, главный архитектор города Антон Глушков подчеркнул, что это будет не столько новая территория под коммерцию, сколько возможность восполнить недостаточно реализованные в прошлом потребности отдыхающих в культурном и просветительском досуге.


– Мы хотим разместить на новой территории современный концертный зал, конгресс-холл, филиалы таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, чтобы отдыхающие, посетив центральную набережную курорта, могли окунуться не только в развлекательную жизнь, но и обогатиться культурно, – подчеркнул Антон Глушков. – Площадь территории более 50 гектаров. Сложность проектирования состоит в создании вдоль береговой линии от морского порта до "Дендрария" искусственной зоны длиной в 2,5 км и шириной 200 метров. Международный конкурс с призовым фондом в 27 миллионов рублей был объявлен 10 марта. До 22 марта будут приниматься заявки на участие. Далее компетентное жюри выберет семь команд, которые будут участвовать в разработке комплексных предложений. Ко Дню города мы определим победителя. И начнется не менее интересная и ответственная часть – реализация проекта с горизонтом планирования в несколько лет. Вся информация по конкурсу размещена на сайте: www.seafromsochi.com.
На вопрос о судьбе существующих на набережной объектов коммерции Антон Глушков ответил, что они не попадают в рамки проекта, однако их реновация согласно новой архитектурной концепции не исключается, более того участники конкурса могут предложить варианты обновления действующих объектов.
– Допускаем, что в итоге на набережной появится торгово-развлекательная улица, но это будет не фрагментарная хаотичная застройка с громкой музыкой, а новое лицо морского фасада, достойное мирового курорта. Кстати, у победителя конкурса будет приоритетное право участия в проектировании объектов: мы хотим, чтобы это были уникальные строения с интересной архитектурой, способные стать новой визитной карточкой Сочи.
Что касается стоимости проекта, то, по словам чиновника, говорить о финансовой составляющей детально можно будет лишь тогда, когда будут готовы все семь вариантов проектных решений.
– И федеральные структуры, и бизнесмены готовы инвестировать, – отметил чиновник. – В этом проекте сочетаются интересы города и бизнеса, значит – все осуществимо. Опираясь на предыдущие расчеты, а вопрос о реконструкции центральной набережной поднимался не раз, в том числе и с проектными решениями, можно сказать, что и с экономической точки зрения это вполне реализуемый проект. Главное – выбрать наиболее гармоничный для курорта вариант.

Про единую пешеходную зону
– Любой объект благоустройства мы стараемся рассматривать не точечно, а в комплексном развитии, – отметил Антон Глушков. – В рамках проекта по созданию единого 15-километрового пешеходного маршрута "Две реки – одно море", соединяющего набережную реки Сочи с центральной набережной, терренкуром и с последующим выходом на набережную реки Мацеста, ключевым участком является территория у морского вокзала. Из множества предложенных решений был выбран вариант создания на данной территории безавтомобильной зоны, то есть фактически объединение в единую сеть всех парковых участков. Для того чтобы улицы Поярко и Несебрская стали пешеходными, рассматривается возможность строительства дополнительной автомобильной дороги к улице Орджоникидзе за гостиницей "Мирит", а также кольцевой развязки перед Главпочтамтом. В настоящее время наши расчеты проверяют эксперты Высшей школы урбанистики. Тогда же появится ясность с Кооперативным сквером. Наша позиция такова, что зеленые, парковые зоны в Сочи должны не уменьшаться, а увеличиваться.

Про единый стиль
Затронули и вопрос дизайна вывесок, их приведения к единому стилю. Как отметил главный архитектор, в настоящее время прорабатывается механизм согласования единого архитектурного облика зданий. В частности, разработан дизайн-код по вывескам, даны рекомендации.
– В преддверии Олимпиады 2014 года Сочи пытались привести к единому архитектурному облику. Тогда в ультимативном порядке было сказано, что крыши должны быть коричнево-красными, а стены – бежевыми. Это дало определенные результаты, но общемировая практика показывает, что градостроительную политику нужно вести консервативно, с четким определением параметров, чтобы не возникала хаотичная застройка, а в архитектурной составляющей необходимо допускать некий либерализм. Архитектор должен иметь простор для творчества, чтобы создавать небанальные фасады, применять интересные дизайнерские подходы. Сочетание консервативной градостроительной политики с либеральной архитектурной приводит к качественной городской среде. Поэтому ограничивать архитектора – это некорректно, но общая стилистика и цветовая схема должны быть гармоничными, кроме того нужно учитывать культурные коды, которые у каждой территории разные, – подчеркнул Антон Глушков.

Про Генплан и территории промбаз
– В настоящее время мэрия курорта выходит на конкурсные процедуры определения исполнителя Генерального плана города. В течение следующих двух с половиной лет предстоит скрупулезная работа над основополагающим документом, который определит дальнейшее развитие курорта, даст четкое понимание, как сделать его сбалансированным, комфортным для проживания, с достаточным количеством социальной инфраструктуры. Будет актуализирована топографическая основа, определены территории и объекты, которые нуждаются в первоочередном внимании, – сообщил представителям СМИ главный архитектор. – Что касается территорий промышленных баз, которые в настоящее время неэффективно используются, то после актуализации данных, будут выявлены объекты, по которым либо город выйдет с предложением к собственникам территорий, либо мы будем ждать предложений от них. В любом случае, уверен, что владельцы заинтересованы в развитии своих объектов.
Елена МОСКАЛЕВА.
Фото: Елена Москалева.


Печать