Вдохновение и музыкальность

джаз-фест_2011_9.jpg2023-й – год 55-летия Сочинской филармонии и 85-летия Зимнего театра

В театральном здании учреждение культуры появилось спустя три десятилетия после его открытия, в мае 1938-го. Сочинская государственная филармония, с блеском стартовавшая в конце 60-х-начале 70-х годов, спустя ещё три десятилетия, в 1995 году, утратила статус "государственной". В сложный период 1990-х, когда в стране в один день закрывались и крупные промышленные предприятия, сочинское учреждение культуры продолжало работать. И именно в это десятилетие в Зимнем театре стартовали проекты, сумевшие прославить и театр, и город в стране и в мире.

После распада СССР артисты Сочинской государственной филармонии создавали новые программы, ориентируясь на сочинскую публику и выступления на городских сценических площадках.
– В 90-е мы пытались внутренне сопротивляться безысходности и бездуховности, царящей в обществе, и что-то придумывать. В этот период появился фестиваль "Его величество Рояль", который мы вместе с Татьяной Юрьевной Агафоновой, возглавлявшей фортепианное отделение Сочинского музыкального училища, и её учениками проводили в Татьянин день. В этом фестивале обязательно принимал участие какой-нибудь известный исполнитель или профессор консерватории, чтобы соединить молодых студентов с маститым музыкантом в совместном музицировании. Тогда же родился фестиваль "Виолончельные дебюты", который проводился в преддверии Международного женского дня. Так для сочинцев засверкали звездочки талантливого педагога Эммы Агасиевны Налбандян, – вспоминала ведущая концертных программ Сочинской филармонии Татьяна Владимирова, с 1969 по 2001 годы работавшая в городе-курорте, а ныне живущая в США.
В мае 1991 года в Зимнем театре города-курорта прошёл I Всесоюзный кинофестиваль "Кинотавр", организованный творческим объединением "Подмосковье" во главе с Марком Рудинштейном при участии журнала "Экран", газеты "Дом кино" и Союза кинематографистов СССР. Кинофорум возник, чтобы поддержать отечественные фильмы, не попавшие в прокат из-за конкуренции с зарубежными, и молодых российских режиссеров и продюсеров, помочь молодым дарованиям реализоваться в отечественной киноиндустрии. Организаторы намеревались объединить элитарный и массовый кинематограф, и для этого создали две параллельные программы: "Кино для избранных" (оценивала профессиональная комиссия) и "Кино для всех" (оценивало зрительское жюри). В 1992 году "Кинотавр" стал фестивалем отечественного кино. В 1993 году в его проведении начал принимать участие Комитет России по кинематографии, а президентом стал народный артист СССР Олег Янковский. В 1994 году параллельно с "Кинотавром" был впервые проведен Сочинский международный кинофестиваль, обусловивший приезд в Сочи зарубежных звёзд. В разные годы ньюсмейкерами кинофестиваля становились Сьюзан Сарандон, Жерар Депардье, Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Орнелла Мути, Эрик Робертс и другие. На более сдержанную и деловую атмосфера кинофестиваля поменялась в 2005 году, когда проект возглавил президент медиахолдинга "СТС Медиа" Александр Роднянский и генеральный директор компании "Профит" Игорь Толстунов. С этого момента международный фестиваль прекратил своё существование, была только оставлена российская программа "Кинотавра", к которой спустя время добавились киноновинки зарубежных авторов на российскую тематику. У сочинцев и гостей курорта "Кинотавр" ассоциировался с двумя проектами. Во-первых, со знаменитой красной дорожкой в день открытия кинофестиваля, по которой под шквал аплодисментов публики шли любимые актёры и режиссёры. Во-вторых, с "Кино на площади", когда с наступлением сумерек на Театральной площади у Зимнего театра тысячи людей могли бесплатно увидеть российские киноновинки.
В 1993 году директором и художественным руководителем Сочинской государственной филармонии становится Борислав Ягудин, почти 40 лет служивший искусству в стенах Зимнего театра. Вернувшись в 1974 году в родной город из Москвы дипломированным специалистом, он сначала был артистом ансамбля "Русский сувенир" и одновременно руководил рядом самодеятельных коллективов города. Затем, в 1988 году, занял пост художественного руководителя филармонии, спустя год стал заместителем директора по театрально-гастрольной деятельности, спустя ещё три года занял пост директора Сочинской филармонии, которой руководил вплоть до 2003 года. В годы его руководства артистами Сочинской филармонии были созданы интересные художественные программы, постановки камерных опер и спектаклей: "Моцарт и Сальери", "Колокольчик", "Служанка-госпожа", "Кот в сапогах", "Троица", "Верую" и другие. Он инициировал и успешно провел масштабные фестивали, гастроли известных театров: "Ленкома", имени Вл. Маяковского, имени Моссовета, театра "Сатиры", а также популярных отечественных артистов: С.Юрского, М.Казакова, А.Филиппенко, Э.Виторгана и А.Балтер, А.Лазарева и С.Немоляевой, Л.Казарновской, А.Соловьяненко и других. При его участии были организованы без привлечения бюджетных средств гастроли камерного хора "Камерата" в Испании (1999, 2001) и Италии (2002), выступления в Московском Кремле, отчетные концерты в Краснодаре. В этот период ряд артистов Сочинской филармонии был удостоен почётных званий Российской Федерации и Краснодарского края, наград на российских и международных конкурсах.
В 1993 году Борислав Ягудин инициировал и провел I Международный джаз-фестиваль BLACK SEA, который сразу привлёк внимание многих выдающихся отечественных и зарубежных джазменов и подарил горожанам встречи с выдающимися музыкантами современности. Первые два фестиваля, организованные Сочинской филармонией и Московской джазовой ассоциацией Юрия Саульского, проводились в Зимнем театре, Концертном зале "Фестивальный", Зале органной и камерной музыки и на Площади искусств. Предполагалось, что фестиваль будет проводиться один раз в два года осенью: в августе или сентябре. Но после второго фестиваля, в 1995 году, был сделан семилетний перерыв – фестиваль возобновил свою работу лишь в 2002-м. За почти два десятилетия в рамках фестиваля BLACK SEA на курорте успели выступить почти все лучшие отечественные джазовые оркестры и музыканты: биг-бэнды И.Бутмана, А.Кролла, О.Лунгстрема, Г.Гараняна, К.Назаретова, В. Толкачева, М.Финберга, а также московские и ростовские диксиленды; выступали и звезды зарубежного джаза: легендарный биг-бэнд Каунта Бейси (США), гитарист Филипп Катрин (Франция), саксофонист Билл Скит (Великобритания), Ренди Брекер (труба, США), Дебора Браун (вокал, США-Голландия). Не обошел фестиваль своим вниманием и сочинских джазменов. На его сцене блистали "Биг-бэнд Сочи" С.Кокорина, певица И.Шумейко и шоумен С.Пашнин, саксофонист В.Абрамов, эстрадно-симфонический оркестр В. Татаренко, оркестр и хор "Камерата" И. Иванова, трио С.Кокорин – С.Землянухин – В.Онищенко, ансамбль Д.Цверианишвили "Amigos". Заключительный VIII Открытый джаз-фестиваль Black Sea-2012 проходил два дня в Зимнем театре, а завершающий его традиционный джем-сейшн состоялся в кафе B.B.Sea. Идея проведения джазовых фестивалей в Сочи, объявленном в 2007 году столицей XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр, не канула в Лету, а нашла своё продолжение в Международном фестивале "АкваДжаз", позднее переформатированном в Sochi Jazz Festival, основателем и президентом которого является Игорь Бутман.
В 1998 году по инициативе администрации Хостинского района в Зимнем театре был проведен I Всероссийской фестиваль солдатской песни "За веру! За Отечество! За любовь!" В большей степени он посвящался теме советских войск в Афганистане, а среди конкурсантов были участники боевых действий. Среди гостей первых фестивалей были легендарные группы: "Голубые береты", "Каскад", "Синева" и другие. Начиная со второго фестиваля, получившего уже статус фестиваля армейской песни, изменилось и название "За веру! За Отчизну! За любовь!" Популяризация армейской песни и патриотическое воспитание молодёжи стали главными задачами фестиваля. С тех пор ежегодно в фестивале принимают участие около трёхсот военнослужащих различных родов войск и представителей силовых ведомств Российской Федерации, среди которых Воздушно-десантные войска, Военно-морской флот, Пограничные войска ФСБ, Ракетные войска стратегического назначения, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, Железнодорожные войска, МВД, МЧС, Национальная гвардия и другие. География фестиваля расширялась и в пределах России, и в пределах стран СНГ. За 25 лет существования в фестивале участвовали представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Армении и Молдовы. В качестве членов жюри и почетных гостей на этот фестиваль приезжают преподаватели Института военных дирижеров Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, заслуженные работники культуры Российской Федерации, члены Международного союза деятелей эстрадного искусства и другие. Жюри оценивает конкурсантов по шести номинациям: авторы-исполнители, исполнители песен профессиональных авторов, музыкальные ансамбли, солисты ансамблей песни и пляски, исполнители казачьей песни, духовые оркестры. Неизменно во время ежегодного фестиваля участники фестиваля дают выездные концерты в воинских частях и санаториях города. Традиционно на гала-концерте закрытия фестиваля все участники исполняют гимн фестиваля, написанный обладателем Гран-при фестиваля, композитором Сергеем Кристининым. По его словам, традиционно каждый год на фестиваль привозится по две новых песни. Им же подсчитано, в стенах Зимнего театра за четверть века состоялись премьеры как минимум 40 новых песен, которые после первого исполнения в Сочи получили путевку в жизнь и различные коллективы включали их в свой репертуар.
10 апреля 2023 года в Зимнем театре откроется юбилейный XXV Открытый фестиваль конкурс армейской песни. Конкурсанты выступят как на театральной сцене перед профессиональном жюри, так и в санаториях, домах культуры, воинских частях города.
Л. Остренко.
Фото: архив СКФО.


Печать