Летний вернисаж в Зимнем

выставка_на_сайт.jpgВ Зимнем театре 4 июля открылась выставка "Итерация", оригинально объединившая абстрактную живопись краснодарского художника Игоря Михайленко с керамикой петербургского скульптора Ирины Дукиной.

Вместе с Сочинским концертно-филармоническим объединением организатором выставки выступила искусствовед, теоретик и историк современного искусства Ирина Шнайнер. Она уточнила, что выбранный ею для названия математический термин "итерация" означает многократное повторение одного и того же действия, обусловленное цикличностью процесса. По мнению искусствоведа, научный термин наиболее точно отразил философское единство живописи и керамики, так как в цикличности жизни именно творчество даёт человеку простор, способствующий прогрессивному развитию человечества. Куратор выставки не сомневается, что экспозиция своим интеллектуальным посылом вдохновит посетителей на получение нового эстетического опыта и побудит к размышлениям.
– Выставка необычна – мы пробуем новые формы. Художественные выставки в Зимнем театре – это креатив индустрий, который мы сейчас активно внедряем в городе. Театр широко известен как площадка для проведения концертных программ, спектаклей и фестивалей. Театр как выставочная площадка – это ноу-хау. Мы уверены, что отметивший в этом году своё 85-летие объект культурного наследия федерального значения должен привлекать внимание не только своими концертно-театральными мероприятиями, но и выставками. Поэтому и разработали муниципальный проект "Арт-резиденция Зимнего театра", в рамках которого художники будут не только выставлять здесь свои работы, но и проводить мастер-классы, посвящая всех желающих в особенности своего творчества. Этот проект напрямую связан с проходящим в России Годом педагога и наставника, и мы надеемся, что он вызовет интерес у жителей и гостей города, желающих получить новые впечатления и культурно обогатиться,– сказала в приветственной речи начальник управления культуры администрации города Сочи Марианна Устинова.
Игорь Михайленко – влиятельная фигура в современной художественной жизни Краснодара. Известный художник на современном этапе является директором Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, а прежде возглавлял Краснодарское молодежное отделение Союза художников России. Выставочную деятельность он начал вскоре после окончания Краснодарского художественного училища в 1990 году. Михайленко – участник более сорока выставок в России, Ливане, Израиле, Великобритании. Его произведения сегодня хранятся в собраниях Краснодарского художественного музея изобразительных искусств имени Ф.А.Коваленко, Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Музея современного искусства "Эрарта" (Санкт-Петербург), а также в частных коллекциях в России, Германии, США, Израиле и Ливане. За достижения в области искусства в 2009 году Игорь Михайленко получил серебряную медаль Российской академии художеств, в 2010 – золотую медаль Творческого союза художников России.
Для сочинской выставки краснодарский художник из своей коллекции выбрал картины четырех серий: flow (поток), flos (цветок), sign (знак), moment (момент). В них он исследует границу между рациональным и иррациональным; сознательным и бессознательным.
Скульптор-керамист из Санкт-Петербурга Ирина Дукина представила на выставку "Итерация" скульптуры малых форм из двух своих проектов: "Простые вещи" и "Antiхрупкость". Ирина, окончившая факультет декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры, с 2007 года живет и работает в Санкт-Петербурге. В начале творческого пути она занималась дизайном интерьеров и ювелирных украшений, с 2017 года – керамической скульптурой. Ирина стала широко известна благодаря своим скульптурам, сочетающим неидеальность формы с изящными, будто бы застывшими в движении, линиями. Скульптор ведёт активную выставочную деятельность по всей России, регулярно участвует в международных конкурсах. Её работы представлены в престижных галереях Москвы и Санкт-Петербурга, хранятся в частных коллекциях в различных странах мира.
– Идея делать такие скульптуры у меня появилась, когда мы строили дом из дерева и, естественно, вокруг меня было много стружек. Однажды я взяла их в пригоршню и начала рассматривать: все они были разные и рождали разные ассоциации. Я уже тогда работала с глиной и могла "из глины любую форму поднять". Мои скульптуры – это имитация коры дерева, которая обволакивает, закрывает, защищает то, что внутри. Дом – это своеобразная кора, ведь его родители строят, чтобы защитить своих детей. Но это мои ассоциации и размышления, а у зрителя должны появиться свои. Зритель должен почувствовать форму и, может быть, что-то для себя открыть или понять. Я работаю в технике нерикоми – древнейшей японской технике работы с цветной глиной. В белую глину делаю вкрапления из черной и красной, затем проминаю глину так, чтобы это всё не смешалось в одну массу и дало изящный рисунок, и только потом срезаю всё лишнее, формируя нужную форму. Когда начинаешь лепить, глина порой сама задает какие-то формы, и ты уходишь от изначально задуманного. Человек управляет, глина дополняет. Главное – вовремя остановиться, так как этот материал очень хрупкий, – раскрыла секреты своего творчества Ирина Дукина.
Генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Кузнецов, приветствуя мастеров в Зимнем театре, поблагодарил их за выбор театра в качестве выставочного пространства и уточнил, что их работы смогут увидеть и оценить тысячи посетителей театрально-концертных мероприятий Зимнего театра.
Куратором выставки "Итерация" выступила лектор-искусствовед Ирина Шнайнер, более 15 лет занимающаяся визуальной эстетикой. Открывая вернисаж, она рассказала о различных интерпретациях современного искусства и анонсировала проведение в театре своей обучающей программы, ставящую цель познакомить желающих с различными способами анализа как отдельных картин, так и целых выставок.
– В рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом России в 2023 году, я буду проводить лекции и арт-медиации, благодаря которым можно приблизиться к познанию современного искусства. Я покажу, как можно по-другому воспринимать, чувствовать, говорить и понимать современное искусство.
На следующий день в фойе театра искусствовед провела арт-медиацию, позволившую участникам погрузиться в мир современного искусства и расширить свои познания в этой области. Она рассказала о том, как подходить к восприятию современных произведений искусства, которые порой кажутся не просто непонятными, а вызывающими. Поскольку восприятие искусства субъективно, то лектор призвала участников доверять своей интуиции и не бояться говорить о своих эмоциях и ощущениях от увиденного. В ходе творческого диалога гости делились впечатлениями о картинах и скульптурах, находя свой собственный смысл в объектах выставки.
Свои лекции о современном искусстве искусствовед будет проводить регулярно вплоть до закрытия выставки в начале ноября.
Л. Остренко.
Фото: В. Пустовалов.


Печать