"Король инструментов"

organ.jpgвновь собрал в Сочи и молодых, и маститых музыкантов.

Октябрь в концертном зале имени А.Ф. Дебольской завершился не только интересными концертными программами, но и увлекательными мастер-классами – с 25 по 29 октября здесь проходила II Академия молодых органистов "Vox organum". Этот образовательный проект, созданный Сочинским концертно-филармоническим объединением в прошлом году, ориентирован на поддержку молодых исполнителей и развитие их профессионального мастерства. Совершенствуются молодые органисты через общение с признанными – мастерами органного искусства во время лекций, мастер-классов и концертных выступлений.
– В нашем городе реализуется много проектов, позволяющих молодежи развиваться в разных направлениях. Вполне логичным было вписать в этот процесс органное искусство, поскольку с каждым годом вокруг сочинского органа все активнее формируется концертная жизнь. Мы надеемся, что Академия молодых органистов "Vox organum" получит "постоянную прописку" на гостеприимной сочинской земле, – подчеркнула в разговоре руководитель проекта, директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова.
Стать участниками академии в этом году изъявили желание молодые исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Челябинска, Краснодара, Донецкой Народной Республики и Республики Беларусь. Для проведения лекций и мастер-классов организаторами к сотрудничеству были приглашены профессор кафедры органа Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Алексей Семенов; профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, заведующий кафедрой органа и клавесина, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий; солист Сочинской филармонии, обладатель Премии "Органист года-2022" Владимир Королевский.
– Академия – это, прежде всего, общение молодых органистов с наставниками, общение друг с другом и общение с сочинским органом. Программа этого года насыщенная и познавательная – после академии участники разъедутся по своим городам с новым багажом знаний и опыта, – заявил Даниэль Зарецкий, открывая работу академии.
Несмотря на то, что проект образовательный, он открылся 25 октября концертной программой "Музыка двух столиц: Москва – Санкт-Петербург". В этот вечер Алексей Семенов и Даниэль Зарецкий исполнили сочинения Фрескобальди, Фробергера, Брунса, Баха, Листа и Вьерна. Гости этого музыкального вечера смогли если не оценить, то почувствовать исполнительскую разницу двух отечественных музыкальных школ: московской и петербургской.
А уже 26 октября оба профессора проводили на сцене органного зала занятия Академии "Vox organum". Алексей Семёнов начал своё общение с молодежью с лекции "Иоганн Себастьян Бах и ранее барокко".
– Эта тема включает информацию не только о раннем барокко, но и о северо-германской органной школе. Ранее барокко мало изучается студентами, поэтому что-то из авторов этого периода они играют, но не всегда хорошо понимают смысл этой музыки. Моя задача как педагога раскрыть этот смысл и попытаться их направить в нужном направлении, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно разрешать музыкальные загадки периода, в котором много непознанного и не очень ясного для современного исполнителя. В 16-17 веках авторы мало писали исполнительских указаний, а просто сыграть ноты – задача легкая, но бессмысленная. Исполнитель должен передать слушателю смысл произведения, который скрыт за значками нот, в который вложена какая-то человеческая эмоция, и увлечь его своим исполнением. Поэтому сначала я погружаю студентов в атмосферу музыкального произведения, а затем "приподнимаю" их до авторского замысла. И это вызывает у них интерес: молодежь чувствительна к новым идеям и задаёт интересные вопросы, – раскрыл секреты преподавательской деятельности Алексей Сергеевич.
Даниэль Зарецкий подготовил для молодёжи лекцию на тему "Органы мастера Кавайе-Коля – главный импульс к развитию французской симфонической органной школы"
– Кавайе-Коль – крупнейший органостроитель Франции 19 века, от которого пошла вся французская романтическая школа, представленная знаменитыми органистами парижских соборов с их музыкой. Моя лекция носила вступительный характер и придавала направление дальнейшим занятиям, во время которых уже за органом мы обсуждали конкретные сочинения. На мастер-классах говорили об исполнении этих сочинений на различных органах, поскольку ребята приехали из разных городов и стран и имеют дело с различными инструментами. Не бывает двух одинаковых органов, так как каждый строится под конкретное помещение, и органист, приезжая на новое место, по сути, сначала должен понять особенности инструмента. Знакомство с новым органом, рекомендации, как с ним обращаться, что на нём лучше звучит, как этого можно добиться – это неоценимый опыт для начинающих музыкантов. Опыт знакомства с сочинским органом позволит участникам академии чаще приезжать в ваш город и успешно выступать на сцене Зала органной и камерной музыки, – рассказал Даниэль Феликсович.
Профессор Зарецкий, участвующий в сочинском образовательном проекте в качестве педагога-наставника второй раз, считает: "Раз интерес потенциальных участников к проекту не спадает – значит, это дело нужное!" Своё мнение профессор подтвердил фактом успешного участия молодежи, практиковавшейся на мастер-классах I Академии молодых органистов "Vox organum", в Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева: Мария Коронова получила первую премию, Аида Глухова и Елена Малева вошли в число финалистов конкурса. К этому стоит добавить, что Мария Коронова сочла необходимым участвовать и во второй академии.
В рамках этого образовательного проекта 27 октября сочинский органист Владимир Королевский представил премьерную программу "Королевский десерт". "Десерт" от "короля инструментов" (по определению Моцарта) представлял собой программу, выходящую за рамки традиционных органных вечеров, прежде всего необычным инструментальным составом: вместе с органом выступали балалайка, домра и мандолина. Кроме редкого сочетания инструментов вниманию слушателей были предложены оригинальные переложения для органа: известное гитарное сочинение Исаака Альбениса "Астурия", фортепианные миниатюры Александра Скрябина. Также прозвучала музыка Антонио Вивальди, Эдуарда Элгара, Евгения Тростянского. Подобное соединение стилей, жанров и столь разнообразных инструментов удаётся услышать не часто. На следующий день Владимир Королевский провел для участников академии занятие по вопросам теории и практики органной транскрипции.
29 октября II Академия молодых органистов "Vox organum" завершила свою работу гала-концертом участников, для большинства из которых выступление на сочинской сцене стало дебютным. Каждому участнику был вручён именной сертификат о прохождении обучения, а особо отличившаяся в работе академии исполнительница из Республики Беларусь Каллиника Медведева получила приглашение выступить с сольным концертом в Зале органной и камерной музыки в следующем году.
– Я уверен, что вы ещё не раз услышите эти имена и на этой сцене, и на других ведущих органных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Не сомневаюсь, эти люди будут в дальнейшем определять развитие нашей органной культуры, – резюмировал Даниэль Зарецкий.
Л. Остренко.
Фото: В. Пустовалов.

 


Печать