Театр Vertumn о пилигриме Бродском

бродский.jpgПоэт Иосиф Бродский всегда был для меня откровением: и смыслом строк, и способом их рифмования. Ещё удивлял парадоксами биографии: от фрезеровщика до поэта, от осужденного за тунеядство и изгнанного из СССР до Нобелевского лауреата. Вот так бывает… с избранными, одаренными, которые с искрой, вероятно, Божьей.
Нельзя сказать, что сегодня поэт забыт на родине, нельзя сказать, что популярен. Поэтому, когда в Сочи прозвучало "Пилигрим. Иосиф Бродский", была удивлена. По давно забытой филологической привычке вспомнилось: "Форма определяет содержание". Оказалось и она, форма, вполне в стиле Бродского – литературно-джазовый вечер-концерт. Литература в стиле джаз – восхитительно!
На творческий эксперимент отважились питерцы. А, собственно, почему бы и нет?! Для сочинской публики, давно уже не реагирующей на призывные названия привозных столичных комедий: "Подыскиваю жену. Недорого!", "Брачная ночь втроем" и "Мужчина по вызову" – это хоть какой-то шанс на содержательность и литературный язык постановки, не обремененной пустословием инстинктов и сценографией в духе антрепризного отдыха.
Петербургский театр Vertumn, спасибо! В первую очередь, за осмысленность и эмоциональность звучащей со сцены речи. За возможность приобщиться к возвышенному восприятию жизни и думать о человеке-поэте, о желании сопротивляться системе, не приемлющей личных мировоззрений, о судьбе, способной и растоптать, и возродить, и воздать сторицей…

Постановка, представленная сочинцам 25 мая (день рождения Бродского 24 мая) в Зале органной и камерной музыки, творческая работа Елены Бедрак (литературная композиция) и Юрия Бедрак (композитор). В ней всё работало на раскрытие заявленной темы. С экрана – образ поэта, строчки его писем-размышлений, стенограмм судебных разбирательств, картинки городов, в которые занесла поэта судьба...
Со сцены – двухголосие творческого мироощущения. Голос мужской (Александр Мицевич), спокойно размышляющий, встревоженно-раздраженный, философски смирившийся, и голос женский (Елена Бедрак), восторженный, успокаивающий, пронзительно-нервный, переходящий в крик. Стихи – о сложном: жизни, любви, судьбе; и о простом – быте, природе, море, дожде – о всем том, что вызывало у поэта чувства и вдохновенными строчками ложилось на бумаге.
Объясняя выбор, артисты скажут: "Поэзия одного из ярких, интеллектуальных, сложных и вместе с тем глубоких поэтов XX века Иосифа Бродского стала для коллектива самым настоящим Космосом…". Представляя разные грани творчества поэта, постановщики "соединили художественные и документальные тексты в единое и неразрывное пространство мысли". Документальные свидетели эпохи, выдержки из различных интервью поэта, его письма раскрывали героя во всей его многогранности. Актеры стремились передать ту силу одухотворенного слова, которая не требует никаких дополнительных красивостей, лишь внутреннюю энергию самоотдачи.
Со сцены – музыка как сотворчество в момент звучания поэзии и как самостоятельное отражение жизни. Юрий Бедрак (клавишные), Вадим Марков (ударные), Роман Квачев (труба), Филипп Мещеряков (контрабас), "оставаясь в русле джазовых импровизаций, в то же время раскрывали перед зрителем-слушателем всю палитру современного музыкального пространства от хип-хопа до регги, от свинга до би-бопа". В некоторых композициях звук человеческого голоса и звук мелодии поражал наложением дополняющих друг друга смыслов, своеобразным многоголосием оттенков.
Овации и крики "Браво!" после концерта, да простят меня артисты, – заключительная и обязательная часть программы, свидетельствующая скорее о благодарности и воспитанности публики. Ценнее, когда слушатель, пришедший на концерт, вслушивается в каждое слово, с замиранием сердца ловит каждый звук, доносящийся со сцены. Питерцам в этот вечер удалось полностью захватить внимание публики и погрузить её в удивительную атмосферу сопереживания и соучастия. Что может быть ценнее в творчестве?
Спасибо, Vertumn! Надеюсь, ветер перемен вновь вернет вас в Сочи!
Лариса Остренко.


Печать