КРУТОЕ ПИКЕ НАУМА ПАВЛОВА

NAum.jpg80 лет назад, в сентябре 1942 года, легендарный фронтовой летчик Наум Павлов совершил свой последний боевой вылет, вступив в неравную схватку с авиацией вермахта, стремившейся прорваться к Туапсе и Сочи. Героем Советского Союза он, к сожалению, стать не успел, но навечно остался непобедимым


Для большинства гостей поселка Лазаревского, да и, чего скрывать, многих местных жителей, особенно из числа молодежи, "шапочно" знакомых со славным военным прошлым страны, улица им. Павлова, одна из центральных улиц райцентра, неизменно ассоциируется с героической обороной Сталинграда и фамилией старшего сержанта Якова Павлова. На самом деле все не так. Далеко не так. Улица им. Павлова в Лазаревском никакого отношения к печально знаменитому "Дому Павлова" в великом городе на Волге, ставшему символом стойкости и мужества советских солдат в борьбе с фашизмом, не имеет. Тут сугубо своя, не менее достойная и славная история…
На горном склоне вблизи пансионата "Весна" в пригороде Туапсе находится небольшой памятный знак. Скромный, на вид неприметный – таких в горах Кавказа – сотни. Сделан, как видно, непрофессиональным мастером, но с любовью и огромным уважением. На бетонном постаменте, выполненном в виде пятиконечной советской звезды, надпись: "На этом месте 23 сентября 1942 года погиб смертью храбрых командир 32 ИАП (истребительного авиационного полка – А.Н.) Павлов Наум Захарович". Рядом еще одна табличка поменьше: "Памятник установлен учениками средней школы № 75 г. Сочи 8 мая 1987 года". Символичен и сам мемориал: маленький, почти игрушечный, военный самолет, закрепленный на железной дуге, взвившись вверх, делает крутое пике, но… не падает на землю, а словно застывает в небе. Навечно…
В те же годы юные лазаревские поисковики, сумевшие отыскать место гибели отважного летчика, начали по крупицам собирать материалы о нем. Выяснить, впрочем, удалось совсем немного. Мало знают о Павлове, к сожалению, и специалисты-историки – большинство документов, связанные с ним, до сих пор значатся под грифом "секретно". Даже точную дату и место рождения легендарного фронтового аса установить пока ни у кого доподлинно не получилось. Тем не менее, благодаря местным краеведам, в частности, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева Сергею Феоктистову, долгое время скрупулезно изучавшему жизненный путь Наума Павлова, кое-какие сведения на эту тему все же удалось раздобыть. Их, безусловно, тоже явно недостаточно, но "белых" пятен в биографии знаменитого летчика становится все меньше.
Итак, что известно? Наум Захарович Павлов родился в 1907 году в деревне Пожнище Псковской губернии (в ряде документов указывается другое место рождения – деревня Пидьма Кирилловского уезда Вологодской губернии – А.Н.). В 1924 году после окончания 9 классов, рано осиротев, начал самостоятельную трудовую жизнь. Не боялся никакой работы: был матросом, грузчиком, сторожем, помощником заведующего культбазой. Мечтая стать образованным человеком, парнишка-крестьянин из российской глубинки отправился в далекий Ленинград. В декабре 1928 года 21-летний Павлов поступает добровольцем в военно-теоретическую школу. Спустя год, его, как одного из лучших курсантов, направили в 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова, расположенную в поселке Кача под Севастополем. Здесь он успешно прошел полный курс обучения, осваивая важную военную специальность. В конце 1930 года Наум был призван в армию. За десять лет службы на Черноморском флоте прошел путь от младшего летчика до командира отряда. До начала войны – в феврале 1940-го – Павлов назначается командиром 32-го истребительного авиационного полка Черноморского флота, считавшегося на тот момент лучшим в Военно-воздушных силах страны.
В первые дни войны полк Павлова, охранявший с воздуха военно-морскую базу Севастополя, вступил в поединок с немецкой авиацией. В сражениях с превосходящими силами противника ковался несгибаемый характер и победный дух советских пилотов, накапливался необходимый боевой опыт. 11 ноября 1941-го полк перебазировался в поселок Лазаревское (другая его часть располагалась в Анапе). Перед летчиками была поставлена сверхсложная и ответственная задача по защите от воздушных сил противника трех военно-морских баз – в Новороссийске, Туапсе и Тамани, а также прикрытия города-госпиталя Сочи.
Отсчет своим боевым победам на Черноморском побережье истребители начали 24 марта 1942 года, когда в одном из боев под Туапсе были сбиты первые самолеты вермахта. Всего же на счету подполковника Павлова и его фронтовых товарищей, среди которых было семь (!) Героев Советского Союза и десятки орденоносцев, значатся 83 вражеских самолета…
23 сентября 42-го началась знаменитая Туапсинская оборонительная операция. Первый массированный удар по портовому городу, который немцы – из-за его огромного стратегического значения – стремились взять любой ценой, был нанесен в 16 часов. В атаку противник бросил сразу 46 (!) самолетов. В тот день, ставший для Туапсе "черным", огромной вражеской армаде с фашистскими крестами на крыльях противостояли всего… три советских "яка" во главе с Наумом Павловым и небольшая зенитная батарея, расположенная в Шепси. Как выяснилось, буквально за несколько дней до наступления противника по приказу командования Черноморского флота одна из авиаэскадрилий полка, состоявшая из лучших асов, была экстренно переброшена из Лазаревского в Грузию для прикрытия военно-морской базы в Поти. Именно там ожидалось нападение немцев. Враг же оказался хитрее и вероломнее, ударив по Туапсе, который на несколько дней неожиданно остался практически без защиты с воздуха.
За считанные минуты подняв в небо три имевшихся в его распоряжении истребителя, Павлов с товарищами отважно вступили в неравный и, как оказалось, последний бой с врагом. В ходе сражения "Батя" – так уважительно называли своего 35-летнего командира однополчане – сбил один немецкий бомбардировщик и устремился за другим. Неожиданно его самолет, выйдя на атаку из крутого пике, попал в зону обстрела своих зениток и получил пробоину. Шансов на спасение у Наума Павлова не было ни одного -охваченная пламенем его крылатая машина на глазах десятков очевидцев из числа местных жителей рухнула на землю в районе санатория "Медсантруд", ныне известного под названием "Весна".
В день похорон командира полка, 25 сентября, в Лазаревском состоялся массовый траурный митинг. Гибель Павлова (по данному факту военным командованием было проведено тщательное расследование и сделаны незамедлительные оргвыводы) – одного из лучших фронтовых летчиков того времени – стала для всех настоящей трагедией. Он жил, воевал и умер как герой. Воспитал десятки опытных военных летчиков. Высокое звание Героя Советского Союза Науму Захаровичу, на счету которого было четыре сбитых немецких бомбардировщика, получить не довелось – до заветной планки не хватило всего одного сбитого вражеского самолета, но он стал им в памяти народной. Без малого через год после смерти командира, 31 мая 1943 года, за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, стойкость, мужество, дисциплину, организованность и героизм 32-й истребительно-авиационный полк был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота и передислоцирован на другой участок фронта.
Павлов похоронен на Горке Героев в Лазаревском. Первым. Буквально через месяц рядом появилась еще одна могила – легендарного фронтового аса, Героя Советского Союза Дмитрия Калараша, погибшего в ходе воздушного тарана. Потом – еще десятки захоронений – летчиков, отдавших жизни в боях, а также умерших в местных госпиталях матросов, солдат и офицеров. Тут же, к слову, много позже, в 2001 году, в братской могиле с боевыми товарищами был предан земле прах командира 236-й Львовской Краснознаменной авиационной истребительной дивизии, защищавшей небо над Сочи и Туапсе, Василия Яковлевича Кудряшева – такова была его последняя воля.

Анзор НИБО.
Фото: tuapsevesti.ru.


Печать