Дверь в прошлое

rinok1.jpgДва магазина из прошлого и настоящего расположились почти друг с другом. "Моремолл" – торговые ряды 21 века и блошиный рынок – 20-го. Всего несколько десятков шагов отделяют нас от настоящего и прошлого. Несмотря на то, что маркет из прошлого уступает по презентабельности, удобству, прилавкам тому, что выстроен пять лет назад, посещаемость блошиных "бутиков" (при СССР даже не знали этого слова) не ниже, чем магазинов со светящимися витринами, зазывающей покупателей музыкой и улыбчивыми продавщицами.

В четверг открылась "Новая волна", а в субботу ее участники поспешили на сочинский блошиный рынок. Здесь мы заметили некоторых весьма известных персон, которые пристально рассматривали импровизированные прилавки, раскинувшиеся прямо на земле. Богемных девушек интересовала бижутерия наших прабабушек, а их сопровождающих молодых людей – изделия из металла: топоры, ножи, серебро.
Алена Сергеева, торгующая всякой мелочевкой, новым покупателям обрадовалась и стала предлагать свой товар:
– Вот брошь. Говорят, что ее носила сама Валерия Барсова. Она мельхиоровая, смотрите, какая тонкая работа, а вставка, наверное, из агата. А вот янтарные бусы. Они принадлежали самой первой леди Сочи – жене председателя горисполкома. А вот, гляньте, кулончик. Наши местные армяне изготовили. Раньше изделия из морской гальки были очень популярны, и ни одна женщина не уезжала с отдыха без такого кулончика. Вы представьте, они заряжены солнцем и морем, значит, будут греть весь год, – Алена посмотрела в глаза гламурной сочинской гостьи так, что нельзя было не купить. Дива расплатились 5 долларами. Алена взмахнула руками: – Доллары вроде уже скоро лопнут, куда я с ними?, – но, пожалуй, этот вопрос она адресовала пустоте. Никто не дал на него ответ.
Иван давно торгует авторскими топорами. Причем с изображениями Ленина, Сталина. Здесь есть и большие для рубки мяса в рыночных масштабах, и совсем миниатюрные – для применения на кухне. Также у Ивана представлены им самим выкованные молотки.
– Это не те, что через пять ударов деформируются и требуют замены. Это сталь типа дамасской, вечная.
Иван не согласился фотографироваться:
– В рекламе не нуждаюсь, меня все знают, даже приезжают за моим товаром издалека.

Еще не было разгара торговли, а первые посетители интересовались миниатюрными бюстами из гипса. Торговец Валерий пояснил, что самый ходовой – Николая Островского. С его именем связана история Сочи.
– Здесь есть музей. Если не были, обязательно сходите. Островских я продаю только за один выходной, а работаю только по субботам, пять- шесть штук.
– А кто их ваяет?
– Есть мастерские, есть художники с регалиями. Товар, можно сказать, штучный, такого нигде нет.
– А еще что берут?
– Ну, Сталин востребован. Карл Маркс. Ленина стали меньше спрашивать, но покупают Пушкина. Это на все времена. У меня его сейчас нет. Появится ближе к ноябрю. Так что заходите.
Глядя на предлагаемый товар, мысленно врываешься в далекое-далекое прошлое и понимаешь, как сильна зрительная память. Вот такую игрушку помним: собака на поводке, при нажатии на который она издает лай. Прямо новенькая, будто не играли ей. Продавщица так и подписала: "Игрушка. Бегает, хвостиком виляет, тявкает". Собака и, правда, была, как живая.
Будильники "Слава" на этой же земле у этой же женщины, мужские ремни, пепельница. Старинная, с чайкой.
– Берите, совсем недорого, 50 рублей, но зато это пепельница с дачи Маленкова.
Вообще-то на сочинскую "блошку" идут, чтобы выискать какие-то раритеты, связанные с биографией сильных мира сего. Нам рассказали, что недавно продали два блюда с дачи Сталина с красными звездами. Не так давно, говорят, были несколько тарелок из санатория, где проходили реабилитацию космонавты. На них изображены ракета, земной шар. Именно так в начале 60-х начали стилизовать посуду, придав ей фирменность. Гости курорта, кто неравнодушен к вещам из прошлого, обязательно посещают этот рынок, чтобы вернуть ощущение об отдыхе в Сочи бабушек и дедушек. Многочисленные брелоки из 80-х, автомобильные ручки переключения КПП с розами, рыбками, дельфинами. Тогда в Сочи работала целая сувенирная фабрика, выдавая нагора такую продукцию, чтобы в какой-нибудь полярной ночи сочинский сувенир, согревал руки за рулем и душу в часы раздумий.
А еще множество брелоков, посвященных Олимпиаде, и, естественно, с изображениями знаковых мест. Тут тебе ампир санатория имени Орджоникидзе, тут тебе и ротонды, которые сейчас являются визиткой курорта, и здания морского порта авторства архитектора Алабяна… Все это стоит копейки, но эмоции – на рубли.
– Вот смотрите, тогда почему-то делали интереснее. Вещи эти – с энергетикой, – показывает покупки жительница Норильска Евгения.– Я бываю в Сочи раз в пять лет, но всегда стараюсь посетить это место. Покупаю старые книги о Сочи, раньше их выпускалось больше, покупаю открытки с видами города. Потом это все раздаю знакомым, друзьям. Многие даже собирают с изображениями курортных городов. У нас совсем скоро наступит полярная ночь, и как приятно рассматривать море, пальмы долгими вечерами, укутавшись в теплый плед.
Конечно, для многих эта вещевая ярмарка с подержанным товаром – выход из непростого положения. Здесь можно одеться за ...100 рублей. Спортивные штаны без дырок – 10 рублей, футболка, пусть чуть застиранная, но без латок, – 15 рублей. Можно найти хорошие добротные сланцы…
Показалось, что пенсионеры – выходцы из сочинской сферы обслуживания, просто не хотят стареть и расставаться с профессией. Выручка просто символическая...
– А я вот хожу, детям к школе выбираю. Купила рубашечку, брючки, все отглаженное, все чистенькое. 150 рублей. Как говорится, белый верх, черный низ. Сэкономила на туфли своему 10-летнему сорванцу. А туфли-кроссовки купим вон там, напротив, в "Моремолле". Приобрела отрез ситцевый за 300 рублей, пошью новую простыню. Вы, если понимаете, советский текстиль, не то, что сейчас. Он натуральный, без химических волокон и целлюлозы. Я, как бывшая портная знаю, что китайцы грешат добавками в ткань целлюлозы обычной бумаги, в одежде из такой ткани чувствуешь себя некомфортно, – завела беседу жительница Вардане Марина.
Причем то, что не распродается, через некоторое время выбрасывается в мусорный контейнер, а здесь уже могут выбирать вещи все и совершенно бесплатно.
Особый подход на сочинский барахолке к отдыхающим не организованным способом. Тем, кто приехал без тугого кошелька и снимает угол, чтобы оздоровиться. Для таких тут целый "отдел": посуда, бывшая в употреблении: сковороды, кастрюли, ложки-вилки, а также видавшие виды электроплиты разных модификаций.
– А что? Очень удобно. Купил, попользовался и оставил или выбросил, или подарил кому-то. Смотрите, как дешево. Сковорода – 30 рублей, кастрюлька – 20, ложки по пять. Правда, алюминиевые, но не гнутые, с достаточно удобным черпаком, – расхваливает товар Мария Сергеевна, которая продает эту группу с 91 года, когда осталась без работы, без средств к существованию. Здесь, на блошином, и на пенсию вышла, но продолжает работать.
Действительно, посуда была ничуть не хуже, чем у многих на кухне. Главное в этом товаре -функциональность.
Особняком на вещевом рынке стоит торговля животными. Оживление в преддверии мусульманских праздников. Основной товар – бараны. Традиции есть традиции, главное есть вольеры, оборудованы места со всеми требованиями ветсанитарных служб. Кошечки, собачки тоже в наличии. Бывают и поросята.
– Не думайте, что свиней берут, чтобы содержать в городских условиях. Это невозможно. Поросят покупают для свадебных, юбилейных столов.
– Ой, как жалко! – воскликнули мы.
– А что сделаешь? Веселиться надо и чревоугодничать тоже в правилах людей, – успокоил мужчина, который наотрез отказался познакомиться.
Сочинская барахолка имеет и своих покупателей, и свои стандарты и, если подвести итог нашей экскурсии, то можно сказать, что это дверь в нашу историю, историю курортного города и страны. Побывав здесь, узнаешь больше о Сочи, о том, кто был нашими гостями и чем жил город еще 30-50-70 лет назад…

Александр Новиков,
Татьяна Калинченко.
Фото: Александр Новиков.


Печать