Ралли – страсть на всю жизнь

gonchik.jpgЖитель Дагомыса Алексей Егоров почти 20 лет защищает честь Сочи на соревнованиях по ралли, являясь обладателем многочисленных кубков и дипломов российских этапов соревнований. Его знают и как мастера с золотыми руками, способного починить все – от обуви до сумок и велосипедов. Но главной страстью Алексея был и остается автоспорт. О том, как стать чемпионом, о покоренных и еще непокорившихся трассах, о поддержке родных и мечте сделать Сочи столицей автоспорта Алексей Егоров рассказал корреспонденту “Новостей Сочи”.

– Алексей, вы 19 лет занимаетесь автогонками. Как у вас появилась эта мечта и почему ваш выбор пал именно на ралли?
– Впервые я попал на ралли мальчишкой, вместе с отцом, который с друзьями повел меня на сочинский этап ралли. Как сейчас помню – это был гравийный спецучасток, проходивший по дорогам чайных плантаций в районе Уч-Дере. Меня поразило тогда количество участников – стартовали с номерами 99 и 100. В моей душе навсегда отпечатался рев моторов и азарт автогонок.
А с подросткового возраста в моей голове засела мысль о своей команде. Осуществить мечту помог случай. Знакомый предложил принять участие в соревнованиях, я купил машину, поставил туда каркас безопасности и понеслось….
Потом я встретил своего будущего тренера – это Михаил Павловский. Он тоже житель Дагомыса, помню, когда я еще был мальчишкой, он работал на маленьком грузовике. А затем открыл мне двери в мир автоспорта. Мир ралли.
Почему именно ралли? В городе 20 лет назад, когда я начинал тренироваться был, картинг. Это вариант кольцевых гонок, где понятная, гладкая дорога. Я начинал с картинга, но предсказуемость трассы быстро приелась. Пропало ощущение азарта. В ралли же всегда есть элемент непредсказуемости – трасса, где проходит ралли, подбирается таким образом, чтобы была смена рельефа. Так же свои корректировки вносит погода – пошел дождь – и условия изменились. Одна и та же трасса будет разной в зависимости от сезона и погодных условий. И ты каждый раз борешься с рельефом, с собой, с машиной и с климатическими сюрпризами за право финишировать первым. И каждый раз это азарт и удовольствие первооткрывателя. Как правило, каждый спортсмен после соревнований ещё долго-долго анализирует свои ошибки либо какие-то быстрые проходы. Ралли это очень затягивающая история, которая не отпускает меня до сих пор.
– Все мы помним, какой ажиотаж вызвала гонка Формулы-1 в Сочи, билетов было не достать. И те несколько дней, когда проходили соревнования, трибуны кипели. Ралли – такая же горячая тема?
– Что такое ралли? Прежде всего, это движение по графику. Как правило, ралли проходит минимум два дня. Мы приезжаем на соревнования, регистрируемся, получаем документы – маршрутные листы и дорожные книги. В первый день мы проезжаем всю дорогу, на которой будем соревноваться, записываем стенограмму (“стенку” – на профессиональном языке). Каждый поворот, расстояние, кочки, трамплины, борозды, неровности – всё. Это отмечаем в стенограмме, которую во время движения читает пилоту сидящий рядом штурман. И на следующий день уже идет гонка.
Если говорить об этапе чемпионата России – он состоит уже из 5 дней. Потому что мы тестируем автомобиль, настраиваем его, обкатываем шины. Бывают такие длинные гонки, когда участники 2 дня только ознакамливаются с трассой. А после ознакомления проходит техническая инспекция. Мы показываем автомобиль, его осматривает технический делегат на предмет безопасности для экипажа. И, конечно, проверяется техническое состояние. Бывали такие случаи, когда автомобиль не допускается к соревнованиям, либо участникам дается время на устранение каких-то неисправностей. Если же неисправности связаны с опасностью для жизни или для других участников гонки, тебя просто снимают с соревнований. У нас, к счастью, такого никогда не было, потому что мы очень ответственно подходим к подготовке автомобиля.
– Что самое главное для вас в этом виде автогонок? И какие умения вам понадобилось освоить, чтобы стать гонщиком?
– Надо понимать, в первую очередь, что ты делаешь и зачем тебе это всё надо. Второе правило – понимать физику автомобиля, как он может себя повести в разных ситуациях.
Каких-то особых возрастных ограничений для этого вида автоспорта нет. Пилотом можно стать даже будучи подростком, существуют юношеские разряды. В нашем деле есть такие пилоты, которым 60 и они ещё в строю. Есть такая каста людей, которые живут этим. Я это совмещаю с основной работой, но энергией напитываюсь именно здесь, на трассе.
Именно благодаря спорту я познакомился со своими друзьями – прекрасными спортсменами со всей страны. Мы – гонщики помогаем друг другу, например, можем поехать в любой регион, где будут проводить соревнования, найти там какого-то общего знакомого, который поможет в случае чего.
Я учу своих детей тому – что спорт это социализация и взаимовыручка – без этого на трассе и в жизни нельзя. Кстати, именно автоспорту я обязан знакомством со своей женой. Мы вместе уже много лет, воспитываем троих детей. Спорт подарил мне прекрасную семью, которая вдохновляет меня на победы.
– Вы в разное время были и пилотом, и штурманом, и наставником. Какие качества требуются для этого?
– Когда ты пилот – надо быть всегда максимально собранным. Когда ты штурман – на тебе максимальная ответственность. Необходимо выдать вовремя информацию, когда машина несется по спецучастку – какое расстояние до поворота и пр. У нас это называют "в ногу говорить".
Пилоту нужны такие вещи, как понимание ситуации и чувство автомобиля. Если ты понимаешь, что дорога сильно убойная, то стараешься сохранить машину и снижаешь скорость. Но иногда это влияет на исход гонки. Когда пилот очень вникает в состояние и возможности автомобиля, это мешает ему обойти всех и стать первым.
Когда штурман помимо выполнения своих организационных задач еще и занимается тренерскими вопросами, это тоже мешает делу. Тренироваться надо вне гонки, чтобы в ней самой показать максимальный результат.
Побывав в разных ипостасях, я для себя решил, что легче, когда ты сосредоточен только на выполнении своей текущей задачи. Тренер должен быть тренером, пилот – пилотом, а штурман – штурманом.
Сейчас мои роли сместились с пилота на наставника, тренера, механика. И не жалею. Я понимаю, что сейчас, чтобы качественно ехать, пилоту нужен очень серьёзный бюджет. В прошлом году в бюджете не хватило на новые покрышки. Поэтому гонку мы прошли очень быстро, как говорят наши, "на ушах". Хотя можно было бы так не гнать, увеличивая скорость лишь на определенных участках, именно за счёт новых покрышек. Но так как мы не могли себе этого позволить, ехали на лысой резине, но достаточно быстро.
– У вас есть ученик, который занял почётное 4 место на российском этапе ралли. Каково это – заниматься воспитанием новой смены?
– Да, в 2020 году мы с моим воспитанником Родионом Щербаковым заняли по итогу года почётное 4 место в классе Р3 и защитили звание кандидата в мастера спорта. Мне очень нравится заниматься воспитанием спортсменов. Интересно делиться своим опытом пилота, теми знаниями, которые можно передать. Когда видишь, что человек принимает и применяет на соревнованиях те фишки, которым ты его обучил на тренировках, понимаешь, что к твоим знаниям добавляется новая энергия, и они продолжают жить в другом человеке. Очень приятно, когда есть рост, когда выполняются твои требования либо пожелания. Особые чувства – встречать его на финише победителем.
"Болеет" автоспортом и мой сын. Он сейчас ездит с нами на соревнования в качестве механика. Несколько раз мы вместе тренировались, я вижу, что у него получается, как горят его глаза, видимо, страсть к ралли – это семейное. Конечно, я буду рад передать ему свои знания, но всегда говорю, что в итоге все будет зависеть от него самого.
– Как семья относится к вашему увлечению, болеет за вас?
– Как я уже говорил, моя семья зародилась благодаря автоспорту. Но, конечно, бывало по-разному. Пока дети были маленькими, супруга переживала, когда я уезжал на соревнования. Потом, когда она поняла, что это моя жизнь, и я не могу без этого, она стала иначе относиться к моему увлечению.
Мои родные – самые преданные болельщики. Сопереживают моим победам либо неудачам. Мой сын перенимает потихоньку опыт, я пытаюсь ему объяснить, что это всё очень дорогостоящая история. И что надо хорошо учиться и много зарабатывать, чтобы заниматься гонками.
А как получается готовиться к соревнованиям? За все эти годы у меня появилось очень много друзей, которые помогают, а я им отвечаю тем же. Базируюсь у друзей в Сочи на автостанции, там обслуживаю свою машину и готовлю ее к соревнованиям вечерами после основной работы. Взаимовыручка в автоспорте очень приветствуется.
– У вас много кубков, которые видят все, кто приходит к вам в мастерскую. Какая победа запомнилась больше всего?
– Самая большая победа состоялась в 2010 году, когда я стал абсолютным чемпионом горных гонок. Эта победа для меня значима именно тем, что призер "абсолюта" – объективно лучше всех соперников. В тот год у меня получилось показать лучший результат на каждом этапе. Это потребовало максимальной собранности и стало возможным благодаря продолжительным тренировкам. Сначала я выиграл местный чемпионат под названием "Жара". Но не обошлось и без рискованных моментов – так, настраивая машину под асфальтовый этап, на тренировке перед финалом перевернул ее. Но, к счастью, все обошлось. И победа в финале перекрыла все неудачи.

В прошлом году мы со штурманом Михаилом Прокопяком, кстати, тоже из Дагомыса, при поддержке одной из компаний Армавира выиграли чемпионат Южного федерального округа в классе Р-2 или 1.600. И выиграли в "абсолюте" чемпионат Туапсинского района. Как у нас говорят – “затащили две серии”. Одна – это Южный федеральный округ, вторая – Туапсинский район.
У нас на юге за счет рельефа все гонки очень интересные и сложные, но самая тяжелая, на мой взгляд, это ралли Абрау-Дюрсо. Там надо газовать по виноградникам, и без хорошей стенограммы не обойтись. За 19 лет в автоспорте было много рабочих побед. Я много лет занимался со своим учеником Родионом Щербаковым, о котором уже говорил. С ним было много интересных командных историй. В этом тандеме мне удалось реализовать давнее желание о собственной команде.
Мы работали не только над скоростью, но и оттачивали командное взаимодействие, так как в протоколе гонки фиксируется не только скорость, с которой едет спортсмен, но кто и когда финишировал. Нет финиша – нет победы.
Например, очень важна отлаженная работа в техническом моменте. У нас были хорошие механики, которые в процессе гонки быстро могли устранить поломки машины (заменить лобовое стекло, элементы кузова и пр.), чтобы мы могли двигаться дальше. Это и есть командная работа.
Кубков у меня много, не все помещаются дома, поэтому приходится часть держать на работе. В 2020 году с Родионом Щербаковым мы принимали участие в чемпионате России и по итогу года стали четвертыми в классе R3. В 2023 году в Карелии взяли второе место. А несколько лет назад стали чемпионами в командном зачете Чемпионата горных гонок. У каждого кубка своя история, эмоции. Каждая победа незабываема.
– Какая самая сложная трасса была у вас? Какую мечтаете пройти?
– Это было в 2020 году в Свердловской области, в городе Асбесте на Чемпионате России. Гонка проходила на территории карьера. Представьте себе "лунный пейзаж" когда небо сливается с дорогой при пасмурной погоде. Полное ощущение фантастического фильма. Я был штурманом в команде с Родионом. Читать стенограмму – маршрут, по которому двигается автомобиль, было очень тяжело в таких условиях. К сожалению, ту гонку мы не осилили, машина сломалась после всех спецучастков. На видеоотчете есть момент, как мы вдвоем ее тянем. Машина физически не смогла финишировать – а в ралли всегда нужен финиш. Но ту гонку помню как сейчас. Было трудно, но очень красиво.
Хочется финишировать в ралли, которое проходит в Гуково, это Ростовская область. Трасса интересна тем, что она очень сложная – создана искусственно. Мало кому из сочинских спортсменов она покорилась. Я тоже несколько раз пытался ее проехать и вторым пилотом, и штурманом, и как тренер со своими спортсменами – не получалось.
Думаю, что будет еще шанс покорить эту трассу в будущем.
– В Сочи сложный рельеф, проходили ли здесь ралли?
– Ещё с советских времён была легендарная гонка – это "Ралли Сочи", стартовавшая от Зимнего театра. Старожилы это помнят. Гонки проходили регулярно, но с каждым годом население в городе увеличивалось, соответственно, машин становилось всё больше и эту гонку стало технически сложно проводить.
Из периода моего становления как спортсмена "Ралли Сочи" вспоминается, конечно же, легендарным спецучастком Солох-Аул – он стартовал от 3 роты и финишировал в Нижнем Солохе. Не менее зрелищными и сложными были спецучастки – Ахун и Казачий Брод. Но потом, к сожалению, асфальтовое ралли ушло из календаря Чемпионата России. Крайний асфальтовый Кубок России был, по-моему, в 2015 году. Мы его как раз ехали, я в качестве штурмана. В тот период я сотрудничал с командой Туапсинского района в качестве наставника. Мы с Сергеем Пиджаковым её проехали, но “в призы не залезли”. Старт гонки был на автодроме Сочи, там же располагался технический парк. Интересная гонка была.
Наш рельеф, горные дороги заставляют быть в тонусе. Конечно, когда мы выезжаем “на Россию”, туда, где много прямых и широких дорог, где надо развивать очень большую скорость, там сложнее. Но всё равно мы стараемся составить конкуренцию местным ребятам, так что флаг Сочи представляем на хорошем уровне.
– Вы представляете город Сочи, а много ли ещё автогонщиков в нашем городе? Объединены ли они в спортивную организацию?
– Заявляясь на каждое соревнование, мы составляем заявку с указанием города Сочи. На открытии соревнований также представляют каждый экипаж с привязкой к городу. И побеждая, прославляем Сочи по всей России.
В Сочи спортсмены есть, и каждый может на достойном уровне представлять любимый город, но это всё частная история и за свои деньги. А гонки – дорогой вид спорта и не всем по карману. Единой автомобильной организации, объединяющей спортсменов, в нашем городе тоже пока нет.
– Есть ли пул болельщиков, которые следуют за участниками ралли, или в каждой местности своя группа поддержки?
– Конечно, есть определённая каста людей, которая следует за нами. Их немного, но они преданно сопровождают нас на всех соревнованиях. Например, когда мы ездили на чемпионат России, наши друзья приезжали болеть за нас.
Что касается наших южных гонок, здесь есть свой контингент болельщиков, которые приезжают болеть, даже специально выбирают опасные места. Перед гонкой мы спрашиваем, где эти люди стоят, потому что именно в этом месте надо проехать аккуратно. Зрителям нужен драйв и адреналин, чтобы было что вспомнить, а нам надо максимально обезопасить и себя, и их.
– Жители Дагомыса знают вас как прекрасного специалиста по ремонту. Как получается сочетать два таких разных занятия – экстремальный спорт и прикладную специальность?
– Своей основной специальностью я считаю работу по обслуживанию населения. Мне приносят в ремонт не только обувь, но и чемоданы, сумки, велосипеды... Все на свете, что сломалось и что нужно починить. Клиентов у меня много. С каждым поговоришь, обменяешься энергией. Общение с большим количеством людей не зря считается самым энергозатратным. Через какое-то время напряженной работы мне надо уехать на ралли подзарядиться. Я прямо физически ощущаю эту потребность.
Окунувшись в стихию гонок, напитавшись положительными эмоциями, ощутив драйв и эйфорию соревнований, я возвращаюсь на работу, чтобы помогать людям. И так до следующих гонок.

Е. ШУРМАНОВА.
Фото из архива А. ЕГОРОВА.


Печать