Ночь Созереша

sozeresh.jpgГлавный зимний праздник адыгов-шапсугов связан с народным календарём

В экспозиции "Этнографического музея" в п. Лазаревское, отделе Музея истории города-курорта Сочи, есть одна очень интересная реконструкция, которая называется "Созерешева ветка".

Это небольшая ветка, вырубленная из боярышника, реже груши-дички, очищенная от коры, с семью веточками, на которых установлены восковые свечи.
Главный зимний праздник адыгов был связан с Созерешем, богом плодородия, божеством – покровителем хлебопашцев, семейного очага, изобилия и благополучия. Как писал в своем исследовании этнограф XIX века Л.Я. Люлье: "пришествия (Созереша) ожидают и празднуют ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христова". Путешественники того же века отмечали, что существовало поверье, будто Созереш "отправился пешком по морю и точно так же возвратится" в указанное время.
Празднование Созереша приходилось в ночь с 21 на 22 декабря – это было связано с днем зимнего солнцестояния. Целью обрядов, проводившихся в Созерешеву ночь, было: подведение итогов уходящего года, принятие всего, что было, как веление Тха и благодарение за уходящий год Тха, верховного бога. Все это произносилось в форме молитвенного текста. Обращение к верховному богу шло через хтоническое божество – Созереша. Он выступал как заступник людей перед Тха, главной силы Природы.
Празднество сопровождалось игрищами всю ночь и вкушением ритуальных блюд. Ключевым моментом было зажжение свечей на Созерешевой ветке – символе этого божества.
Такая ветка вырубалась для каждой семьи отдельно и одну ветку вырубали для общественного молебна и праздника. Свечи, которые были установлены на основной ветке Созереша и в комнате, зажигали от свечи с прошлогоднего праздника, которую специально сохраняли. После завершения молитвы жрец вкушал напиток и хлеб, то же самое делали и остальные.
На рассвете 22 декабря все расходились по домам, унося с собой зажженные свечи. Жрец зажигал свечи от "большой ветки" и раздавал всем желающим, чтобы каждый мог зажечь "маленькие ветки" в каждом доме. Этот акт обещал, что новый год станет счастливым и урожайным. Начинались семейные торжества, где молитву произносила жрица – старшая женщина в семье. После праздника ветку Созереша уносили в амбар. По древним поверьям, все запасы семьи находилось под его покровительством.
Празднование Нового года у адыгов, как и у всех древних земледельцев, было связано с народным календарем, который связан с культом Солнца и был аграрным. Он основывался на эмпирических знаниях народа, знаниях, которые складывались веками. Все астрономические события, связанные с Солнцем сопровождались магическими действами, общественными молебнами, празднованиями и жертвоприношениями.
Шапсуги считали, что этот праздник подходит для ритуалов на исполнение желаний, поэтому желали друг другу добра. Пожелаем и мы друг другу добра!
А. Хушт, старший научный сотрудник Музея истории города-курорта Сочи.
Фото автора.


Печать